Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. То приобретать в жизненном опыте и совершенствовать свои возможности






то приобретать в жизненном опыте и совершенствовать свои возможности. Но это не специфическая форма деятельности, которой является память. Когда же мы можем говорить о памяти в собственном смысле этого слова? Тогда, когда возникает образ того, что имело место в прошлом опыте, хотя бы и без отнесения к прошлому, т. е. образ возникает без актуального воздействия. Конечно, если мы представляем себе образ, то, безусловно, созданный когда-то в прошлом^ но не обязательно относимый к прошлому. Образ уже сам по себе. И он может использоваться различно. Значит, вот такой образ — это, конечно, элементарная предпосылка памяти.

Но для человеческой памяти этого недостаточно. И об этом свидетельствуют хотя и редкие, но многоговорящие случаи так называемой криптомнезии. Это такое явление, когда человек точно воспроизводит то, что имело место в его прошлом опыте, но обычно воспроизводит это как продукт личного творчества, как то, что он сам выдумал.

Случаи криптомнезии неоднократно выявлялись на судебных процессах по обвинению в плагиате. Например, молодой писатель выпустил книжку сказок. Кто-то обнаружил, что в этой книжке есть буквальное повторение текста из произведения другого писателя. Так начался судебный процесс по обвинению в плагиате. Но на суде выяснялось, что автор действительно всё сочинил сам, а не списал у кого-то. Начинали разбираться, как же так произошло. И оказывалось, что эти сказки он слышал в раннем детстве, а потом забыл. Став взрослым человеком, он занялся писательской деятельностью, стал сочинять свои сказки Однако его сочинение сводилось к тому, что он воспроизводил в памяти давно услышанное и хорошо забытое. Так вот криптомнезия — это воспроизведение с большими творческими усилиями образов прошлого. Но человек не может определить, являются ли эти образы продуктом его личного творчества.

Человеческая память обязательно характеризуется отношением к прошлому. В связи с этим возникает целый ряд очень важных вопросов. Когда и из какой потребности возникает воспроизведение прошлого? И один из интереснейших моментов заключается в том, что в истории как человечества, так и каждого человека, обращение к прошлому возникает из отношения к будущему, а никогда не из воспроизведения прошлого как такового. Из отношения к будущему!


Eflfl

Значит, нужно извлечь из этого прошлого какую-то информацию для будущего. И вот из потребности получить нужное для будущего и возникает обращение к прошлому. Поэтому у многих народов сказания о прошлом и само их прошлое, каким они его себе представляют, являются надуманными, т. е. именно такого прошлого у них не было, а сочинили они всё это для того, чтобы из такого героического прошлого брать нужные уроки на будущее. И здесь очень хорошо выступает основная функция памяти — помнить не только то, что было на самом деле, сколько то, что нужно для будущего. Значит, дело не в том, было что-то или не было, а в том, что же заслуживает должного внимания. Такое непосредственное отношение к памяти — это всякого рода поручения, которые нужно запомнить для того, чтобы выполнить их или непосредственно, или через какое-то время, ^примитивных народов существует даже специальное орудие памяти. У них есть так называемые жезлы вестников — это палочки, на которых делаются зарубки так, чтобы вестник знал, что он должен будет рассказать какой-то семье, живущей в другом месте. Он делает одну зарубку. Потом он идет к другому человеку, тот ему что-то рассказывает для передачи далеко живущему человеку Вестник делает вторую зарубку и т. д. Значит, вот такое орудие памяти — палочки, на которых делаются зарубки, и каждая зарубка связана с определенным поручением, и потом вестник отправляется с такой палочкой обычно очень далеко, и там по сделанным зарубкам он вспоминает и передает одну весть за другой

Память вообще возникает из отношения к будущему, из нужды запомнить то, что понадобится в будущем. И только уже на довольно высоком уровне культурного развития возникает память о том, что действительно было, а не просто о том, что полезно на будущее.

В связи с этим возникает еще одна особенность человеческой памяти — связь памяти с объективной категорией времени. Другое дело — насколько эта категория точно установлена, имеются ли для нее объективные астрономические характеристики, или это приблизительное, необязательное, не совсем объективное время Итак, фиксируются какие-то события внешней истории на объективной сетке времени, на которую затем проецируются отдельные события из личной жизни человека А пока нет объективной сетки времени и пока личные события не спроецируется на эту объективную сетку, до тех пор нет и того, что называется человеческой






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.