Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Ра Эльконина в послевоенные годы, когда не была еще создана теория поэтапного формирования, но в ней






ра Эльконина в послевоенные годы, когда не была еще создана теория поэтапного формирования, но в ней, как вы увидите, выступают все основные моменты этой теории.

Речь шла о том, чтобы научить курсантов читать карту, т. е. научить их видеть ту местность, которая на карте только обозначена. Оказалось, что чем менее курсанты были опытны в чтении карты, тем быстрее они составляли себе представление о местности, изображенной на этой карте. Делали они это так. Они знакомились очень бегло с картой, а потом вспоминали местность, которую они когда-то видели, и затем по отдельным чертам сравнивали ту местность с изображением на карте. «Ага, вот это мне напоминает виденное, значит, и здесь я имею дело с тем же!» Поэтому представление о местности, сложившееся при чтении одной и той же карты, у разных курсантов оказывалось разным. Один вспоминил одну местность, другой — другую. Поэтому когда курсантам надо решить какую-то задачу по карте, они решают ее по-разному, но все — неудовлетворительно, потому что каждый не учитывает конкретных условий. Это естественно, так как в обиходном опыте мы не раздумываем, с какой местностью имеем дело, видя ее перед своими глазами. Мы обычно бросаем взгляд на местность, узнаём, что это такая-то местность, и потом начинаем действовать. И для обиходных целей этого достаточно. Но когда надо принимать решение в условиях военных действий и в незнакомой местности, этого недостаточно. Поэтому опытные командиры много времени уделяют ознакомлению с картой, так как они понимают, что от этого зависит точное представление о местности

При необходимости образ местности возникает у них практически сразу в полном соответствии с указаниями карты. Как же формируется это умение? В армии, где особенно необходимо хорошее умение пользоваться картой, эмпирически найдены интересные способы формирования этого умения, которые перекликаются с тем, что я рассказывал об этапах формирования любого психического действия.

Первый этап заключается в том, что указывается необходимость менять порядок ознакомления с картой в зависимости от поставленных целей. Это значит, с чего надо начинать и как постепенно расширять знакомство с системой указаний на карте

Второй этап заключается в лепке местности, изображенной на карте, из сырого песка, строго по указаниям карты. Это — матери-


EHfl

альный этап. Курсанты сами делают горную местность, равнину, пересечение дорог и т. д. Важно одно: 0 соответствии с картой материально восстанавливается изображенная на ней местность, и, соответственно, возникает конкретный образ данной местности. Этому учат до тех пор, пока курсанты не Научатся выполнять рельефный план местности по любой карте пр2вильно и быстро.

Тогда переходят к Следующему этапу, который заключается в том, что дается новая карта, и курса**ты> уже не прибегая к помощи песка, начинают рассказывать, что собой представляет эта местность. Если проецировать этот этап На нашу схему, то ясно, что это этап громкой социализированной р^чи-

Предпоследний этап заключаете* в т°м, что курсанту дается карта, он ее рассматривает, производит восстановление конкретного образа местности «про себя», а ио^ом рассказывает преподавателю, что это за местность. Развернутое рассуждение «про себя» — это этап внешней речи «про себя».

Последний этап, который имееТ место при таком обучении, состоит в том, что курсанту дается время только на ознакомление с законтурными и внутриконтурнымр! данными карты, а затем его вызывают для рассказа. Само построение этого образа не занимает времени, а происходит в процессе знакомства с условиями задачи.

Таким образом, налицо формирование умения строить образ в точном соответствии с полученными указаниями, строго поэтапно. Напомню, что это исследование было проведено еще до появления теории поэтапного формирования ЭТ° и понятно, потому что это очень ответственная задача и люди, решая ее, просто вынуждены были идти именно этим путем, который обеспечивает такое формирование Но так как в этом исследовании не учитывались те условия, какие мы сейчас выделяем, то получили некоторый разброс успешности формирования этого умения, хоТя и относительно минимальный по сравнению с другой формой обучения.

Вот типичный пример такого реПР°ДУктивного воображения, которое как будто бы ничего «не выдуМывает», вроде бы не является творческим, но на самом деле это очень ответственная вещь. Это самая рабочая форма воображения, потому что она присутствует в каждом восприятии окружающей действительности, если мы хотим в этой действительности действовать уверенно _ уверенно не только субъективно, но и объективно






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.