Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Сформировать искусственные понятия в лаборатории






сформировать искусственные понятия в лаборатории. К искусственным понятиям прибегали потому, что хотели избежать влияния прошлого опыта, взять искусственное содержание понятий, которое не связано с обычным обучением. Эти пути различались и тем, что в школьном обучении содержание понятия разъяснялось сразу в том объеме, который считается доступным для понимания, затем школьникам предлагается выучить все, что относится к характеристике этого понятия по учебнику, затем начинают применять эти понятия к решению каких-то задач. В экспериментах же поступали так: составляли набор объектов, которые следовало объединить в понятия по каким-то определенным признакам. Составляли набор разных вещей: картинок и т. д. И нужно было найти общие признаки или для всех этих объектов, или для отдельных групп этих объектов. Совокупность общих признаков получала искусственное обозначение, чтобы слова естественной речи, связанные с очень многими ассоциациями (к тому же разными у разных людей), не помогали одним и не мешали другим, — одним словом, не загромождали бы эксперимент. Хотели получить образование понятий в чистом виде. Вот вещи, которые должны быть объединены по каким-то признакам, и вот новое искусственное слово, не связанное ни с какими ассоциациями естественной речи. Это не простая задача — найти искусственное понятие или название. Был даже создан метод специальной проверки бессмысленных слогов, которые должны были стать носителями новых понятий.

Эти два пути в исследовании понятий — существенно разные, потому что в лаборатории человек должен был сам составить себе понятие об этих вещах или о какой-нибудь части этих вещей, он сам должен был дойти до этого понятия. А в школьном обучении понятие сразу разъяснялось во всем своем содержании, затем заучивалось и далее применялось для решения задач, связанных с этим понятием. Казалось бы, совершенно разные приемы и подходы. Но поразительная вещь заключалась в том, что результаты получились в принципиальном смысле совершенно одинаковыми при исследовании процесса формирования понятий по этим двум разным путям. Причем они получились одинаковыми на самых разных материалах, какими бы понятия ни были: математические, географические, исторические, грамматические, — это для общего хода формирования понятий оказалось безразличным. Точно так же ока-

йП


ля

залось, что этот общий ход в целом одинаков в самых разных условиях, в самых разных странах, при самых разных контингентах как обучающихся, так и обучающих. Общим моментом этого процесса оказалось то, что содержание понятия усваивается очень посредственно. Особенно это поразительно для школьных понятий, потому что все это содержание излагается с самого начала и потом повторяется в течение многих лет. И оказывается, что только в результате 5-7 лет изучения, скажем грамматики, учащиеся доходят до того содержания понятий, которое им было изложено 7 лет назад, и вот на протяжении всех этих лет они медленно прибавляют к содержанию понятий один признак за другим. Такое же медленное усвоение понятий происходит и в лаборатории. Там это проявляется в том, что на одном возрастном уровне дети могут выделить 1-2 признака, через несколько лет — еще какое-то количество признаков, хотя им даются с самого начала и весь материал, и задача, и способы работы с самого начала одни и те же.

Значит, прежде всего является общей постепенность овладения содержанием понятия. Во-вторых, постепенно происходит и обобщение этого понятия. Обобщение выражается в том, что понятие лишь мало-помалу распространяется на те объекты, на те варианты материалов, к которым оно должно с самого начала полностью применяться. А применяется оно лишь постепенно расширяя границы этого материала. Очень характерно, что на этом пути в понятие включается не только то, что действительно должно быть в него включено, но и целый ряд привходящих признаков, которые испытуемые приносят из своего житейского опыта. Поэтому на протяжении длительного периода появляется ряд таких гибридных форм, когда собственно научные признаки понятия сочетаются с житейскими Это сочетание бывает очень причудливым, и в свое время это очень радовало психологов, потому что они видели в этом проявление специфического психологического подхода к вещам, хотя в этом ничего, кроме слабости человеческой нервно-психической деятельности, не проявляется.

Наличие промежуточных скрещенных гибридных форм даже потом, когда понятие освобождается от этих житейских признаков, сказывается в том, что понятие долгое время лишено внутренней структуры, т е в нем существенные и несущественные признаки комбинируются между собой на равном основании. Значит, пет






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.