Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 14. Формирование идеальных действий. Этому материальному процессу это вроде оправданный путь, и по нему идут большинство психологов, которые хотят найти научный подход к этим психологическим







П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Этому материальному процессу Это вроде оправданный путь, и по нему идут большинство психологов, которые хотят найти научный подход к этим психологическим явлениям. Другая, меньшая часть идет со стороны логики, которая постепенно все более полно постигается в процессе интеллектуального развития. Если бы мы не знали пути поэтапного формирования, у нас бы не было другого выбора, тем более, что мы видим этот процесс только в его конечном состоянии и не знаем, откуда он возник. Но мы знаем, что наука не занимается явлениями, а занимается она исследованием того, что лежит за этими явлениями.

Так возникает вопрос что же лежит за этими трудноуловимыми явлениями? Пока мы не знали всего процесса формирования этого явления, тогда естественно было думать, что за ним лежит физиологический процесс, значит, надо искать физиологические пути исследования этого процесса. Ну а теперь-то мы знаем, что имеем действие, которое мы воспитали как внутреннее и которое продолжает оставаться действием и работает как действие, только уже не выступает ни во вне, ни в самонаблюдении, т. е. ни в каком наблюдении —- ни во внутреннем, ни во внешнем — не открывается. И понятно, почему не открывается: потому что оно из объекта, находящегося вне нас, стало нашим внутренним достоянием и нам не нужно на нем больше останавливаться, поскольку мы его уже сформировали, оно теперь работает на нас, а нам надо сохранять только контроль за его течением, и этот контроль осуществляется по чувству, протекает оно благополучно или нет Из физиологического исследования мы знаем, откуда рождается это чувство оно рождается из соотношения фактического протекания процесса и той схемы этого процесса, которую мы воспитали Вот это соотношение процесса и схемы, согласование их или рассогласование, оно и является для нас сигналом. Если мы получаем сигнал согласования, значит, все идет правильно, нам не нужно вмешиваться в процесс, пусть он идет до конца. Но если мы получим сигнал рассогласования, тогда возникает ощущение, что что-то не так, происходит остановка, задержка и объективация этого процесса. Если же действие сформировано правильно, оно выполняется автоматически, а мы можем переключаться на следующую задачу Значит, именно условие его функционирования вытекает из того, что оно уже больше не должно быть объектом, а мы следим за ним по контрольному чувст-


ЕЯЗ

ву согласования или рассогласования. Значит, подлинным предметом, который лежит за явлением, является не непосредственно физиологический процесс, а то действие, которое мы сформировали и которое продолжает существовать и работать. Другое дело, что за этим действием скрываются физиологические процессы. Но не они определяют это действие. Наоборот! Они выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить выполнение этого действия в его полезной форме. Только в случае болезни; утомления физиологические процессы начинают нарушать объективную логику этого действия. Значит, подлинным предметом яшщются сформированные идеальные действия, а не физиологические таршзсессы. Для нас очень важно, что за этими вопросами кроется решение целого ряда больших задач, в том числе и задачи о том, что должна изучать психология, о той сущности, которая скрывается за явлениями, о том, какое значение имеют сами явления. Это не параллельный процесс по отношению к физиологии, а это процесс, который несет новые функции, т. е. всё, что стало явлением, с этого момента несет сигнальные функции вместо предметно-развернутого поля, которое уже не есть сигналы, а есть объекты развернутого действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.