Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. То же самое можно сказать и о составлении плана






То же самое можно сказать и о составлении плана. Иногда это может выделяться, как у животных, в исследование пути от исходной точки до конечного объекта. Это может как бы непосредственно открываться в поле зрения. Но все-таки нужно выделить этот путь, наметить его. А тогда это вырастает в целую задачу планируемых действий. Значит, каждая из этих задач может принимать разную форму и разрастаться более или менее, но всегда есть четыре задачи, которые все в целом в конце концов служат задаче обеспечения успешного действия.

Очень важно проследить в развернутом виде, как происходит формирование ориентировочной основы — этого процесса ориентировки и как меняется этот процесс в связи с формированием того действия, которое он обслуживает. Мы проследили один случай такого формирования — помните? — формирования умственного действия. Этот-то процесс для нас наиболее выгодный в том смысле, что здесь это действие целиком, в обеих своих частях — и в ориентировке, и в исполнительной части — переносится в умственный план. И там претерпевает своеобразные преобразования, благодаря которым приобретает особые свойства. Для нас очень важно то, что, зная эти этапы формирования и те изменения, которым должно подвергнуться действие на каждом из этапов, мы потом можем использовать шкалу поэтапного формирования в обратном порядке для диагностики недостатков сложившихся действий и для прицельной коррекции, т. е не просто для повторения, которое должно что-то улучшить, а для изменения тех компонентов ориентировочной и исполнительной части, которые неудачно сложились в процессе своего формирования, происходившем бесконтрольно или при недостаточном контроле Кроме того, -это очень важно во всех тех случаях, когда нам приходится или формировать действие в совершенно новой часги, потому что только строгое следование этой шкале может обеспечить успешное формирование мышления в этой новой области, или когда нам приходится переучиваться, что делается очень часто, потому что к тому времени, когда перед нами возникает задача какой-нибудь специальной деятельности, мы уже отягощены многими навыками и умениями, сформированными стихийно

Теперь очень важное в философском смысле слова положение: мы начинаем формирование умственных действий с какого-то процесса, имеющего материальную или материализованную форму


Еяа

Материализованная форма — это операции со знаками, с моделями, с изображениями, т. е. не с самими оригинальными вещами, но с такими, которые допускают жесткое материальное действие с ними. Если это, например, знаки, то их можно переносить из одной час- \ ти выражения в другую, складывать, зачеркивать, т. е. с ними можно [ действовать, как с вещами. Вы всегда можете проверить, что у вас [ получилось вместо того, что вы хотели сделать. Значит, мы начина-I ем с материальной или материализованной формы, затем через пе-I ренос этого действия в речевую форму, где оно впервые получает I форму объективной мысли, т. е. форму суэвдения или рассуждения, [ мы уверенно можем перенести действие в умственный план. Ну а * потом, в умственном плане, оно претерпевает дальнейшие изменения, в результате чего вместо действия с объектами получается уже только мысль об этом действии, мысль, которая в ее непосредственном, субъективном восприятии представляет нечто трудно эырази-мое. Когда очень высокообразованные люди столкнулись с этой видимостью мысли в самонаблюдении (только там она выступает в своей конечной форме), то не нашли для нее адекватной речевой формы. Но для нас важно, что в конце процесса мы получаем явление сознания, наиболее тонкое, наиболее характерное с точки зрения субъективной неуловимости, невыразимости. Если бы мы не знали всего предшествующего процесса, то в таком виде это явление посчитали бы совершенно недоступным объективному исследованию Здесь открываются два пути, которые используют современные исследователи этого процесса, а именно или путь через мозг, т е со стороны физиологических процессов, лежащих в основе этого конечного состояния, или другой путь — со стороны тех объективных логических отношений, которые в конце концов достигаются на уровне мысли

Эти два пути характерны для современной психологии мышления. Считают так, что психологическое явление само по себе не может быть предметом науки, оно может быть только предметом описания, да к тому же описания, которое никогда не может быть адекватным, т. е. это переживание, это что-то такое, для чего нет подходящих слов, на что можно косвенным образом только намекнуть Тогда получается так. есть субъективное состояние, но как же к нему подойти* Казалось бы, естественный ход — со стороны мозговых процессов, ну не сегодня, так через 50 лет, но найдут пути к






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.