Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 13. Процесс интериоризации







П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

материального к идеальному действию, то вы начинаете понимать механику образования такого эксвизитно-психологического явления, каким является вот эта самая мысль в ее чисто субъективном виде. И это очень важно и принципиально, потому что открывает новый путь к исследованию психических процессов. Ведь психические процессы до сих пор считались первоначально внутренними, доступными только самонаблюдению. А в таком виде исследования остаются крайне ограниченными по своим возможностям. Естественно, что, имея в виду психические явления только в их окончательном, сложившемся виде, исследователи разводили рука- ' ми, подходя к вопросу: что же делать, что же реально исследовать?

А реально можно исследовать лишь физиологические процессы; это все-таки материальная вещь, хотя мы очень далеки от того, чтобы проследить путь отдельного процесса в головном мозгу, но в принципе это все-таки возможно. А если исходить из того, что психологическое есть чисто субъективное, то тут и принципиальной возможности никакой нет.

Вот поэтому так сильна склонность современной психологии искать эти физиологические основы. Против этого нельзя, конечно, и не стоит возражать, потому что очень хорошо, если будут раскрыты физиологические основы. Но даже когда эти основы будут раскрыты, они не выявят того, что на этих основах вырастает, т. е. сам психологический процесс.

Другая линия поисков — это поиски в сторону логики Вот то, куда идет такой большой исследователь, как Жан Пиаже Он считает, что да, конечно, вполне правомерно искать физиологические хМеханизмы психологических процессов Но это же не всё, это не объясняет логику внешних вещей. Значит, нужно использовать логику как другую основу для объяснения психологических явлений. Ну а где же психология? Как видите, с этой точки зрения психологии и нет. Есть только явления. А явления не составляют предмета науки. Ну а если теперь вы знаете процесс образования того или иного конкретного психического явления — умственного действия, образа и т. п., то тогда другое дело. Тогда и физиологические основы находят свое место, ведь человек — не воздушное существо. Но это только возможности для реализации тех или других психологических процессов, только возможности! А то, что будет реализовано, зависит от того, что будет воспитано.

ЕГО


ян

С пониманием этого мы подходим к описанию собственно психологического метода исследования психических процессов. Я раньше говорил о предмете психологии, а теперь мы получаем метод психологического исследования, который заключается в том, чтобы формировать интересующие нас психологические явления с обязательно заданными свойствами. Если вы не определите априори эти заданные условия, тогда и не будете знать, отчего явление получилось таким, а не другим. А если вы поставите себе целью найти эти условия, тогда вы будете их подбирать, исходя из тех общих представлений, о которых мы говорили. Вы< будете создавать те условия, которые обеспечивают формирование этих свойств. Когда вы поймете эту систему, то будете знать* почему у сформированного действия не хватает каких-то свойств (если их не хватает). Не потому, что у человека способностей нет, а потому, что мы не обеспечили условий усвоения некоторых средств психической деятельности.

До сих пор в психологии держится упрощенное представление, что психические явления — это некий духовный акт, который нерасчленим и который «от рождения» хорош или плох. На самом же деле духовный акт есть не что иное, как перенесенное в идеальный план предметное действие. Оно может быть так или иначе вооружено своими особыми средствами, которые могут быть лучше или хуже усвоены, обобщены, мера овладения ими может быть разная, т. е. нужно представлять себе, что это совершенно реальный, «посюсторонний» процесс. Перенос его в идеальный план — такой же реальный процесс, и если вы не обеспечите его, то получите плохую психическую деятельность

Психическую деятельность нужно представлять себе совершенно прозаически. Она есть такая же работа, как и всякая другая человеческая работа. Этой работе надо научиться Эту работу надо вооружить адекватными средствами, а если вы этого не сделаете, будет плохо.

Некоторые представляют себе духовный акт как действие мозга. Это все остатки старого представления о духовной деятельности как особой действительности, существующей независимо от реальной жизнедеятельности и не подчиненной конкретным реальным ограничениям Л вместе с этими ограничениями рождаются и новые возможности, потому что оказывается, что психическую деятельность вы можете оснастить такими орудиями, которые делают ее совершенно иной по своей производительности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.