Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Значение — это уже вещь идеальная






значение — это уже вещь идеальная. И, наконец, следующий уро^ вень — это уровень умственный (в том смысле, о котором я вам говорил ранее). И эти основные уровни являются как бы шлюзами, по которым мы поднимаем действие с материального уровня на речевой и дальше на умственный. Вот поэтому мы их называем уровнями. Эти уровни начинаются от высшего материального мира и через речь идут к умственному плану

Мы рассмотрели первую характеристику — характеристику объектов, с которыми мы выполняем действие. И, как вы понимаете, действие обязательно происходит на одном из этих уровней. И поэтому эта характеристика обязательна.

Теперь вторая характеристика, тоже всегда обязательная, — это полнота звеньев действия. Действие мы можем выполнить, минуя часть промежуточных звеньев, а можем выполнить, минуя все действия, как, например, в математике. Вы имеете формулу. Но что такое формула? У вас имеются исходные условия, знак действия и конечный результат. Значит, все это действие опущено, а когда вы хорошо усвоите действие, то вы по этой формуле можете производить любые вычисления. Значит, это максимально сокращенное действие. Но с той или другой полнотой действие всегда должно выполняться. Оно может быть более развернуто, менее развернуто, по-разному развернуто в разных своих частях (ориентировочной и исполнительной), но полнота состава этих звеньев есть обязательная характеристика действия. Это тоже первичное свойство действия.

Теперь третья характеристика. Это — мера дифференцировки, мера отделения существенных свойств от несущественных. Это то, что обеспечивает, с одной стороны, обобщение, а с другой — меру устойчивости к помехам. Это — мера дифференцировки. Только имейте в виду два аспекта: отделение существенного от несущественного и устойчивость к тому, что заведомо несущественно, но тем не менее может мешать выполнению действия.

Четвертая характеристика — временные показатели действия. Здесь два момента: темп и ритм. Это, как вы понимаете, не одно и то же. Потому что вы можете иметь определенный ритм в разном темпе.

Ну и, наконец, последняя, пятая характеристика — это силовые показатели действия-, величина и распределение усилий.

Дело обстоит так, что никакое действие, в том числе умственное, не может существовать без какого-нибудь показателя по каждой

ГСП


inn

из пяти основных характеристик. Эти пять моментов имеют разные показатели, даже уровень выполнения действия (материальный, речевой или умственный), а уж другие вещи тем более: большая или меньшая дифференцировка, тот или иной темп, ритм, те или иные усилия — всегда есть во всяком действии. И умственные действия не являются исключением, наоборот, здесь, как и всегда в умственном действии, все гораздо более зайуаПирШ& нПо, но тем не менее дает о себе знать.

Следовательно, эти пять показателей^ поскольку они имеют разные степени, являются параметрами. Поэтому Мы называем их — основными параметрами действия субъекта.

Заметьте (это очень интересная вещь), что мы имеем дело с действием как с объективным процессом. В качестве объективного процесса оно, вероятно, может обладать только такими характеристиками — временными и силовыми, которые человек должен научиться воспроизводить в заданном темпе, в заданном ритме, с заданной скоростью и т. д. А вот остальные характеристики — это характеристики действия как действия субъекта.

Следующий вопрос — это вопрос о том, как же из этих основных параметров получаются желаемые свойства — те, которые мы обозначили первыми? Об этом — в следующей лекции.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.