Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Связей, появляется с готовностью принять такие отношения с внешней средой, включая и людей, которые не предустановлены в нем самом






связей, появляется с готовностью принять такие отношения с внешней средой, включая и людей, которые не предустановлены в нем самом, а продиктованы условиями существования. И вот эта возможность образования все более и более широких условных связей наследуется человеком. Но это только возможность. А будет ли она реализована, это зависит от системы воспитания. Это не наследуется в биологическом порядке. Поэтому возникает проблема биологического й социального в развитии человека. Актуальность этого вопроса заключается в том, что многие отрицают биологическое в человеке, забывая о важнейшем различии между биологическим и органическим. Это различие (я еще раз повторяю, поскольку это фундаментально важно) заключается в том, что биологическое — это не просто организм, а организм с предопределенными формами отношения к внешней среде, с определенными формами внешней жизни и, конечно, поведения. Оно интересует нас прежде всего, потому что такие формы жизни, как дыхание окружающим воздухом, никому не воспрещаются, и в этом морального ущерба для себя мы не видим. Значит, речь идет о поведении.

Так вот, биологическое — это организм с предопределенными формами поведения. А органическое — это организм, который не предусматривает определенных форм поведения. Это чрезвычайно важное различие, потому что у человека биологические формы поведения не существуют, а органические возможности воспитания той или иной формы поведения в зависимости от системы отношений с внешней средой (прежде всего с общественными отношениями), открыты и не ограничены инстинктами Инстинкты — это проверенные русла отношений с внешней средой Причем, с точки зрения конкретных приемов поведения, внутри инстинктов очень много может быть воспитано, но только внутри основных биологических русел. За пределами этих русел начинается граница, абсолютно не преодолимая для животных. А биологическая характеристика человека как вида заключается в полном отсутствии такой предопределенности Вот это и есть особенность биологического. Значит, нельзя сказать, что у человека нет биологического. Биологического нет только в том смысле, что нет предопределенной формы, но отсутствие предопределенной формы и есть биологическая особенность человека.

Если учесть эти обстоятельства, то становится понятно, что вызывает большие споры среди антропологов. Это знаменитый спор о

Ш


гаи

том, возникло ли человечество из какого-нибудь одного источника (так называемый моногомизм) и потом расселилось, или оно возникло во многих частях мира (так называемый полигомизм), т. е. из многих отдельных источников. Этот спор не учитывает одно обстоятельство. Независимо от того, возникло ли человечество из одного или многих источников, все человечество биологически принадлежит к одному виду. По биологическим критериям расовые различия несущественны. Вопрос заключается в том, что как бы оно ни возникло, почему оно осталось одним видом? Ведь животные в разных условиях давно превратились в разные виды. А дело в том, что у человека в силу общественных отношений происходит отмирание инстинктивных форм, а новые формы инстинкта не образуются из-за непрерывной изменчивости в течение индивидуальной жизни, из-за общественного положения, отношения к окружающей среде и из-за того, что задача приспособления к меняющимся условиям у человека переносится на изготовление вспомогательных средств существования: орудий труда, охоты, собирательства, на производство одежды, жилища, на сохранение огня и т. д. То, что у животных возлагается на организм, у человека перенесено на вспомогательную среду им самим изготовляемых средств существования. И человек приспосабливается не изменением своего организма, а с помощью таких средств. Поэтому он всегда изобретает новые средства и благодаря этому выживает в различных условиях.

Значит, очень важное обстоятельство — это различие биологического и органического и понимание того, что антропогенез привел к созданию особого вида животных (с биологической точки зрения) — животных с непредопределенным поведенческим отношением к внешней среде. Вот это и есть человек. Является ли этот человек человеком разумным — это довольно сложный вопрос. Многие считают, что человек разумный и истинно гуманный еще не возник, а мы с вами представляем собой промежуточные формы между животным стадом и будущими подлинно гуманными людьми. Об этом можно спорить, но важно то, что сегодня человечество представляет собой совершенно особый вид, характеризующийся отсутствием врожденных предопределенных форм поведения и поэтому стоящий перед вопросом- как же происходит развитие сегодняшнего человека? По поводу животных такого вопроса не возникает Животное рождается с предопределенными формами отношения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.