Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. У прежних исследователей, а отчасти самостоятельно целый ряд очень простых задач, которые при всей их кажущейся простоте могли быть решены только разумным






у прежних исследователей, а отчасти самостоятельно целый ряд очень простых задач, которые при всей их кажущейся простоте могли быть решены только разумным способом. Их нельзя было решить случайно. Вот несколько из них.

Животное должно использовать палку для доставания плода, который находится впереди, за решеткой, на таком расстоянии, что достать его своими конечностями оно не может. Сначала проверяют, умеет ли животное пользоваться палкой для чего-нибудь, но делается это в других опытах, не в этом. Если оказывается, что животное никогда не пользовалось палкой как средством доставания, то опыт проводится следующим образом: в клетку вводится обезьяна; она быстро осматривается, бросается к передней стенке, начинает протягивать одну лапу, другую, но ничего у нее не получается, потому что так уже заранее рассчитано. Никакие слепые попытки ни к чему тут привести не могут. Убедившись в этом, животное впадает в ярость, начинает ломать клетку и т. д. Еще раз пытается достать, опять впадает в бешенство, но в данном случае ярость ничему не помогает. Все это продолжается до тех пор, пока после одной из таких попыток животное не усаживается где-нибудь в стороне от этого заколдованного для него места и начинает вздыхать по поводу недостижимого. Смотрит, почесывается, нет-нет да и опять посмотрит в этом направлении, и очень характерным образом в одной из попыток обозрения оно вдруг вскакивает и бросается туда, где лежит палка, оттуда с палкой уже обратно и палкой подгребает приманку. Получается картина необычайно демонстративная: первая фаза проб и ошибок, затем характернейшая пауза и обзор Этот обзор очень важен, потому что если животное в полном отчаянии сядет спиной к своей трудности (не хочу я больше смотреть на место своих поражений) и займется чем-то другим, то, конечно, из этого другого занятия никакого решения задачи не происходит. Тут обязателен обзор. И затем третье — возникновение решения, которое характеризуется целым рядом четких особенностей: оно возникает сразу как целое, а не по частям. Не так, что животное взяло палку и начало с ней баловаться. Нет, оно сразу с этой палкой идет к приманке, и очень характерным образом происходит мгновенное запоминание. Вы можете давать разные варианты этой задачи с применением палки — скажем, чтобы достать банан, подвешенный сверху, — все равно обезьяна хватает палку и начинает ею орудо-

Ш


ш

вать. Более того, применяет для доставания не только палку, но вообще все продолговатые предметы. Например, если палки нет, а есть одеяло, она скатывает одеяло и начинает орудовать им. Возникает своеобразное обобщение: все длинные предметы используются как продолжение, удлинение руки. Иногда она хватает даже куски соломы, подстилку, иногда отламывает ветвь от дерева, стоящего неподалеку. Важно то, что решение этих задач возникает сразу как единое целое, а не так, как в навыках, которые возникают постепенно.

Это решение состоит обязательно из проб и ошибок, обзора и собственно решения. Какое значение имеют эти составляющие? Первое: пробы и ошибки, которые предшествуют решению, имеют отрицательное значение, они показывают животному, что для этой задачи у него нет готового решения, а пробы и ошибки безрезультатны. Тут животное сталкивается с тем, что задача для него новая и нужно найти новый путь решения. Второе: решение, которое здесь возникает, характерно тем, что оно отображает объективные отношения задач. Когда животное пыталось подойти с разных сторон к приманке, многократно повторяя свои попытки, оно намечало зону, которую надо достичь, и интервал между приманкой и этой зоной. В этот интервал оно теперь и вставляет палку. Это объективная логика задачи. Логика, которая перед этим животному была неизвестна, что оно и показало своими пробами и ошибками. Теперь оно действует согласно этой объективной логике, которая выступила для животного во время обзора Такое действие нельзя не назвать разумным, так как иначе что же такое разумное действие? Это действие, по логике, соединяющее исходный пункт и точку назначения, заданный результат; по объективной логике, — связывающее исходные позиции и заданный результат. Это и есть разумное действие, и отрицать здесь разумность нельзя.

Это факт величайшей важности, потому что вы можете бесконечно спорить о том, какого рода процессы привели к возникновению разумного решения, но вы же не можете отрицать разумности этого решения. Вы, таким образом, имеете объективную характеристику духовной деятельности — разумность. Это факт величайшей важности, и он имеет общее значение для исследований интеллекта. Если вы хотите быть уверены, что дали интеллектуальную задачу, вы должны дать испытуемому то, что ему неизвестно, лежит в






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.