Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Этой цепи лису ждет настоящее подкрепление






этой цепи лису ждет настоящее подкрепление. Значащее подкрепление, а не условное.

Скиннер пришел к такому же заключению, что нужно разбивать сложные действия на ряд маленьких шагов, из которых сначала первый подкрепляется, потом подкрепляется первый и второй, потом первый и третий, т. е. не первый и второй, а только третий, но выполняется первый, второй, третий, а потом — подкрепление. Потом выполняется четвертый шаг, т. е. первый, второй, третий и четвертый, тут опять подкрепление. Таким образом он пришел к процедуре, которая позволяла разработать очень сложный рефлекс у голубей и у других животных в течение одного академического часа, когда это демонстрировалось учащимся. Это неслыханно быстрое обучение.

Потом эти принципы обучения Скиннер перенес и на людей. Отсюда возникла его вариация так называемого программированного обучения. Там тоже задание разбивается на маленькие шаги, и сначала каждый отдельный шаг получает подкрепление, а затем уже — цепь шагов. Он думал, что таким образом можно преуспеть в обучении не только животных, но и человека.

Для нас важны сведения о поведении животных в таких опытах, как, скажем, в клетках Торндайка. Там ведь стояли сложные задачи. Животное должно было выделить объект своего воздействия, оно должно было найти движение, которое приведет к полезному результату при воздействии на этот объект Это сложно. Животное не в состоянии это изучить. Если не разбить на какие-то более мелкие операции, то животное вообще может с этим не справиться. Каждый раз в своем поведении животное считается с внешними обстоятельствами. Вначале его ведут приманкой, а потом, когда оно уже один раз прошло этот путь, второй раз оно проходит самостоятельно. Значит, животное ориентируется в этих условиях. Если бы оно не ориентировалось, то в конце концов оно ничего не могло бы сделать. Поэтому очень интересно знать, что есть такой закон градиента цели или градиента поля. Это вот что значит. Если животное, например, помещается в клетку, то вначале оно делает беспорядочные движения во все стороны. Сама клетка как бы становится объектом воздействия. А потом это широкое поле начинает сужаться, и, наконец, животное останавливается на одном рычаге Получается постепенное сужение поля в процессе попыток животного Если мы имеем лабиринт со сложным путем к кормовой камере, то оказывается,

к1£ н


ш

что этот сложный путь постепенно формируется не от начала, которое всегда обязательно проходит животное, а от конца, т. е. сначала сформируется конечная часть движения, потом предшествующая ей и т. д. И так от конца к началу, хотя каждый раз животное проходит путь от начала до конца. Это есть градиент цели. Вот здесь, возле цели раньше всего формируются нужные движения, потом постепенно к ним подстраиваются движения всё более и более отдаленные, но прилегающие к ним. Сначала поле действия безгранично, потом идет постепенное сужение его, пока не ограничивается определенным путем. Значит, научение происходит там, где животное может выделить объект своего действия и движения, которые приводят к полезному результату.

Полностью ответить на вопрос, какую же роль играет ориентировочно-исследовательская деятельность в образовании навыков, можно будет лишь после того, как мы рассмотрим возможности разумного решения задач животными. Потому что здесь особенно ярко выделяется, что животное может понять и чего оно понять не может, что остается за пределами понимания и выбирается животным на основании других показателей. Итак, мы переходим к последней форме поведения животных — это разумное решение задач.

Опыты Торндайка выступали в качестве критического экспериментального противопоставления знаменитым исследованиям немецкого ученого Вольфганга Кёлера на шимпанзе. Они по многим физиологическим показателям наиболее близки к человеку, а также по поведению, как вы увидите в дальнейшем. Сначала Кёлер выдвинул против Торндайка очень важные возражения, которые имеют значение не только по отношению к животным, но вообще ко всякому исследованию поведения другого лица, скажем, даже человека.

Во-первых, Кёлер подчеркнул то, что Торндайк честно отметил в своих протоколах. Помните внезапное падение кривой? Животное учится путем проб и ошибок. Потом вдруг в некоторых случаях эта кривая проб обрывается и наступает правильное поведение. Как это происходит? Торндайк эти факты не рассматривал, он не мог их объяснить, но он честно указал на них. Кёлер же выдвинул их на передний план и спросил: «Что за этим кроется, что это такое?» Это уже какое-то другое начало, а не слепые пробы

Во-вторых, очень важное обстоятельство состояло еще вот в чем: Торндайк делал опыты с открыванием запоров Самые, по его






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.