Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Основные формы поведения животных







П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Еще в начале XX столетия замечательный дрессировщик Владимир Дуров, который искал оригинальные способы обучения животных, придумал способ не только гуманного, но гораздо более быстрого и эффективного обучения животных, хотя обучал он их очень сложной, системе действий, которые в некоторой степени напоминали человеческие. Например, знаменитая дуровская железная дорога, где крысы выступают в роли машинистов, кондукторов, кассиров и т. д. При входе крысы берут билеты, садятся в вагон, затем у них отбирают билеты, потом крыса-машинист пускает поезд — и все по.ехали. Полная имитация человеческих действий. Это достаточно сложная вещь, в которой участвует целая группа животных. Здесь очень много отдельных участников, которые должны быть обучены каждый в отдельности (они же разным вещам обучаются) согласованным действиям. У Дурова это очень легко получалось. За счет чего?

Однажды я видел демонстрацию такого обучения. Ее проводила дочь Владимира Дурова — Алла Владимировна Дурова. Эта демонстрация специально проводилась для психологов. Обучение происходило следующему: были поставлены две клетки, на клетки была положена длинная узкая дощечка. В эту дощечку были накрепко вставлены стержни так, что по дощечке нельзя было пройти ни с одной стороны, ни с другой. Слишком мало оставалось места. А пройти можно было извиваясь, так сказать, по синусоиде. Лиса вообще этого номера раньше не знала. Как происходило обучение? В руках у Аллы Владимировны был большой пучок тонких длинных палочек, на каждой палочке был небольшой кусочек сырого мяса. Лису выпускали на манеж, Алла Владимировна показывала ей на одной палочке кусочек мяса и веда ее за собой, поднимала ее над тумбой, на которой находился один конец дощечки, и лиса вскакивала на тумбу. Тогда Алла Владимировна давала лисе кусочек мяса. В следующий раз лиса сразу вскакивала на тумбу и ждала награды. Но тут начинался следующий шаг обучения. Дурова берет вторую палочку с кусочком мяса и ведет лису дальше. Лиса подходит к дощечке, ставит на ее начало лапу, но дальше не идет. Она еще учится ходить по дощечке И тут ей сразу же дается подкрепление. В следующий раз лиса сразу подходит к этой дощечке, изгибаясь, обходит первый стержень и здесь получает подкрепление. И так Дурова ведет приманкой лису отдельными шагами, а приманка все время отодви-

ЕД


ш

гается. В результате этого лиса проходит весь путь, не делая ошибок, шаг за шагом. Причем каждый из этих шагов получает подкрепление, но каждый раз путь увеличивается еще на один шаг, после которого дается опять подкрепление. Пройденный путь уже не подкрепляется, а подкрепляется только новый шаг. И так лиса научается сложному движению практически без лишних проб.

Дуров в свое время обращался к ученым, чтобы они растолковали, что он делал, что это за метод; который он применял. Но до сих пор никто не смог ему этого объяснить. Тем временем еще двое исследователей пришли к аналогичному порядку. Один из них — наш ученый Напалков, а другой — американский ученый Скиннер. Напалков пришел вот к чему. В системе исследований Павлова была такая проблема: как можно надстроить условные рефлексы йдин над другим? Единичные рефлексы — это простая вещь, а вот как можно построить целую цепочку рефлексов? Павлов думал, что если имеется один рефлекс, рефлекс первого порядка, то второй рефлекс должен получать подкрепление по итогам первого рефлекса. Таким образом, должен подкрепляться первый условный рефлекс. Условный раздражитель первого рефлекса, по мысли Павлова, должен стать подкреплением для второго рефлекса, надстраивающегося над первым. Такая процедура оказалась невероятно трудной для животных, и можно было воспитать рефлекс только второго порядка. Рефлекс третьего порядка только намечался и быстро исчезал.

Напалков исследовал процедуры такого рода. Он давал, когда первый рефлекс был сформирован, новое безусловное подкрепление. После этого вырабатывался второй рефлекс, который, однако, приводил к первому, и после этого давалось основное, первое подкрепление. Потом, когда вырабатывался третий рефлекс, то опять эта цепочка шла до конца и кончалась подкреплением, которое лежало в основе первого рефлекса. Получалось только отодвигание цепи, но заканчивалось оно всегда на каком-нибудь условном раздражителе предыдущего рефлекса, а в конце концов кончалось первым подкреплением. Это как в том самом пути лисы. Тут дается подкрепление мясом, но оно все дальше и дальше отодвигается. Сделал первый шаг — хорошо, а потом уже второй шаг, на первом шаге уже не дается подкрепление, но на втором ждет настоящее подкрепление, кусочек мяса А потом на третьем шаге и т. д. Получается цепь действий, нанизываемых одно на другое, но в конце






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.