Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава правительства, его юридический статус при различных формах правления.






Юридически правительство назначается актом главы государ­ства. Однако его роль в процедуре формирования правительства в разных странах неодинакова. Во многом она зависит от формы прав­ления, существующей в той или иной стране. Так, в абсолютных и дуалистических монархиях, а также во многих суперпрезидентских республиках министры назначаются монархом или президентом единолично. В президентской республике все министры в очередном порядке назначаются после каждых президентских выборов. Это обусловливает решающую роль президента в формировании феде­ральной исполнительной власти, что вполне логично соответствует наличию политической ответственности министров только перед президентом, характерной для данной формы правления. Но при этом в назначении министров принимает участие парламент: канди­датура каждого министра утверждается верхней палатой американс­кого Конгресса (разд. 2 ст. II Конституции США).

В парламентарных странах правительство в очередном порядке формируется после каждых парламентских выборов, при этом, пар­ламент (или нижняя палата) не занимается утверждением каждой кан­дидатуры министров поименно, а выбирает (назначает) лишь канди­датуру премьер-министра, предложенную главой государства, и рассматривает вопрос о доверии правительству или об одобрении его программы, либо ограничивается лишь акциями оказания доверия или одобрения программы. Разногласия между главой государства и парламентом по поводу кандидатуры премьер-министра и доверия правительству разрешаются в странах по-разному, общим моментом является то, что парламент или его нижняя палата в конце концов могут быть распущены главой государства.

Наличие парламентской ответственности правительства обуслов­ливает и то, что хотя конституции парламентарных государств редко содержат указание о том, что при формировании правительства дол­жен учитываться партийный состав парламента, однако на практике такой учет обязательно осуществляется ввиду того, что политическая ответственность правительства перед парламентом имеет строго партийный характер. Поэтому в правительство, как правило, назна­чаются члены партии или блока парламентского большинства. Лидер данной партии или блока становится обычно премьер-министром.

В смешанных республиках правительство формируется, как пра­вило, аналогично тому, как это происходит в парламентарных рес­публиках, так как в них тоже существует парламентская ответствен­ность правительства. Глава правительства. В президент. республиках – президент, в дуалистических монархиях – монарх, в парламентарных странах, полупрезидентских, советских и некот. суперпрезидент. республиках – премьер-министр. Должность премьер-министра в конституциях разных стран име­нуется неодинаково. В Италии это председатель Совета министров, в Китае — Премьер Государственного совета, в Испании — Председа­тель Правительства, в Болгарии — министр-председатель, в ФРГ — Федеральный канцлер, во Франции — Премьер-министр и т.п.

Глава правительства имеет в нем особый статус. Он предлагает парламенту или главе государства кандидатуры министров, ставит вопрос об их освобождении от должности, а в президентских респуб­ликах сам прекращает их полномочия. Он руководит деятельностью правительства и по ряду вопросов олицетворяет его. Например, в пре­зидентских республиках президент единолично принимает важные решения в сфере исполнительной власти, а в парламентарных стра­нах премьер-министр ставит вопрос о доверии правительству. Если премьер-министр уходит в отставку, то в отставку, как правило, долж­но уйти все правительство. Особый статус премьер-министра в пра­вительстве все чаще получает отражение в конституциях зарубежных стран. Например, в ст. 21 Конституции Франции говорится, что «Пре­мьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет от­ветственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполне­ние законов... и назначает на гражданские и военные должности. Он может делегировать некоторые свои полномочия министрам».

Статус члена правительства характеризуется во многих конститу­циях несовместимостью с предпринимательской, любой другой про­фессиональной деятельностью, а в президентских и некоторых полу­президентских республиках — с парламентским и иным выборным мандатом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.