Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации студентам для семинарского занятия №2






1. Тема занятия:

 

Дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенологические, функциональные, биохимические, микробиологические, цитологические и гистологические, иммунологические, общеклинические.

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Деонтологические принципы в стоматологии. 2. Стоматологическую документацию. 3. Основные методы обследования. 4. Основные жалобы пациентов на терапевтическом стоматологическом приеме. 5. Алгоритм осмотра пациента врачом стоматологом. 6. Индексы, оценивающие гигиеническое состояние полости рта, кариесрезистентность эмали, состояние пародонта.. 7. Аппаратурные методы обследования. 8. Рентгенологические методы исследования 9. Лабораторные методы исследования 10. Функциональные методы исследования 11. Гистологические методы исследования 12. Иммунологические методы исследования. 13. Цитологические методы исследования

Студент должен уметь:

1. Проводить опрос пациентов.

2. Собирать анамнез заболевания и жизни больного.

3. Выполнять осмотр: внешний и непосредственно полости рта.

4. Проводить пальпацию, перкуссию, зондирование органов и тканей полости рта.

5. Заполнять медицинскую карту стоматологического больного.

6. Провести индексную оценку по Фёдорову-Володкиной, Грин-Вермильону

7. Определять кариесрезистентность эмали по тестам КОСРЭ, ТЭР, СRT

8. Оценить состояние пародонта, используя индексы CPITN, PMA, ПИ.

9. Читать прицельные, панорамные рентгеновские снимки и

10. Проводить электроодонтодиагностику, апекс-локацию, термометрию

11. Производить забор материала на бактериологическое исследование из зубной бляшки, из пародонтального кармана, из корневых каналов, с поверхности слизистой оболочки полости рта

12. Производить забор десневой и ротовой жидкости

13. Проводить аллергологические пробы

14. Оценить общие клинические и биохимические анализы крови, мочи, слюны

Студент должен ознакомиться:

1. методы обследования

2. основные методы диагностики.

3 методику проведения ЭОД.

4. трансиллюминационный метод

5. методики рентгенологического обследования

6. Как проводиться люминесцентная диагностика.

7. лабораторные методы обследования пациента.

 

3. Содержание обучения:

 

Для успешного лечения необходимо правильная постановка диагноза, обязательным условием которого является сбор фактического материала.

В стоматологии используют следующие методы:

- основные (не связанные с применением лабораторных и инструментальных методов);

- дополнительные (методы, основанные на достижениях науки).

 

Электроодонтодиагностика - дополнительный метод диагностики, который позволяет получить полное представление о состоянии пульпы и тканей, окружающих зуб. В основе метода лежит, способность организма приходить в состояние возбуждения под влиянием электрического тока. Минимальная сила тока, вызывающая возбуждение называется пороговой. При патологии пульпы возбудимость ее меняется. Для определения ЭОД используют аппараты ОД-2М, ИВН-1, ЭОМ-1, ЭОМ-3, ОСС-50.

Методика исследования. Пассивный электрод в виде свинцовой пластинки размером 10х10 см, присоединенный при помощи провода к аноду, накладывают на руку больного и фиксируют бинтом. Между электродом и кожей помещают влажную фланелевую прокладку. Исследуемый зуб изолируют и высушивают. Конец активного электрода, присоединенного к катоду, обматывают тонким слоем ваты, смачивают водой и прикладывают к чувствительной точке зуба. У резцов и клыков чувствительные точки расположены на середине режущего края, у премоляров – на вершине щечного бугорка, у моляров – на вершине переднего щечного бугорка. В зубах с большой кариозной полостью чувствительность можно определять на дне очищенной от распада полости. Следует помнить, что несоблюдение методики исследования может привести к значительным ошибкам.

При проведении этого исследования обычно не ограничиваются одним пороговым раздражением. Получив положительный ответ, уменьшают силу тока и снова проверяют порог возбудимости. Во избежание ошибок, связанных с утечкой тока, врач должен работать в резиновых перчатках, а вместо зеркала использовать пластмассовый шпатель.

 

Показатели электроодонтометрии

 

Диагноз Показатели ЭОМ (мкА)
Физиологическая норма 2 – 6
Кариес в ст.пятна, поверхностный и средний кариес   2 – 6
Глубокий кариес 2 – 6, может снижаться до 10 – 12
Острый очаговый пульпит 15 – 20
Острый диффузный пульпит 20 – 30
Хронический фиброзный пульпит 35 – 60
Хронический гангренозный пульпит 60 – 90
Все формы периодонтита Свыше 100

 

Установлено, что чувствительность пульпы может понижаться в зубах, функция которых снижена, не имеющих антагонистов, стоящих вне дуги, при петрификации пульпы и др.

Существуют аппараты для определения электровозбудимости пульпы постоянным током. Эти аппараты имеют электрод, который соприкасается с исследуемым зубом, и шкалу с делениями от 1 до 10. При помощи данного прибора можно определить наличие пульпы и её состояние (нормальная или воспаленная). Нормальная пульпа реагирует на ток, соответствующий отклонению стрелки на 1 – 2 деления, при воспалении – на 4 – 5, а если пульпа отсутствует или некротизирована, то зуб не реагирует на подаваемый ток. Такие приборы не позволяют точно определить состояние пульпы, однако они более просты.

Следует отметить, что приведенные показатели состояния пульпы относятся к зубам постоянного прикуса с полностью сформированной верхушкой корня.

Рентгенологический метод исследования является важным вспомогательным средством диагностики не только кариеса и его осложнений, но и других заболевании челюстно-лицевой области. Сущетсвуют множество методик (внутриротовых и внеротых)

- внутриротовые – контактные, вприкус;

- внеротовые - панорамная рентгенография;

- ортопантомография

- радиовизиография.

 

Методика контактной рентгенографии позволяет получить изображение участка альвеолярного отростка, включающего 4-5 зубов.

Панорамная рентгенография дает возможность изображения всех зубов и костной ткани верхней или нижней челюсти, при этом методе изображение увеличивается в 1, 5-2 раза.

Ортопантомография отображает верхнюю и нижнюю челюсть на одной пленке с 30% увеличением, что позволяет произвести сравнение состояние костной ткани на разных участках.

Люминесцентная диагностика основана на способности тканей изменять свой естественный цвет под действием ультрафиолетовых лучей. Для проведения этой методики используют прибор (ОЛД-41) и микроскопы, снабженные кварцевой лампой с фильтром из темно-фиолетового стекла (фильтр Вуда). В лучах Вуда здоровые зубы флюоресцируют снежно-белым оттенком, а пораженные участки и искусственные зубы выглядят более темными с четкими контурами.

Трансиллюминационный метод позволяет оценить тенеобразования, наблюдаемые при прохождении через объект исследования холодного луча света. Исследование проводят в затемненной комнате используя световод из органического стекла, присоединенный к стоматологическому зеркалу. При кариесе определяется отграниченная от здоровых тканей полусфера коричневого цвета. При остром пульпите коронка пораженного зуба выглядит несколько темнее коронок здоровых зубов, при хроническом пульпите наблюдается тусклое свечение твердых тканей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.