Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение. Наблюдение является одним из основных исследовательских методов




Наблюдение является одним из основных исследовательских методов

в психологии и педагогике, да и не только в этих науках.

Наблюдение в психологии и педагогике есть целенаправленное и сис-

тематическое восприятие исследователем действий и поведения человека

или особенностей протекания изучаемого явления или процесса и их спе-

цифических изменений. Наблюдение не только направлено на восприятие

чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологиче-

скому, педагогическому или психолого-педагогическому осмыслению за-

фиксированных данных и их научному объяснению, т.е. к установлению

фактов. Применение метода наблюдения завершается анализом и установ-

лением взаимосвязи между фактами наблюдения и высказыванием пред-

положений или утверждений, приближающих исследователя к пониманию

оснований возникновения и протекания исследуемого явления или особен-

ностей поведения изучаемого человека.

Видов наблюдений существует много. Их выделяют по различным

признакам. По признаку «временной» организации различают наблюдение

непрерывное и дискретное. По объему – широкое (например, ведутся на-

блюдения за группой в целом или за процессом развития личности как та-

ковым) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон

явления или отдельных объектов. По типу связи наблюдателя и наблюдае-

мого различают наблюдения невключенные и включенные. В невключен-

ном наблюдении позиция исследователя открыта, и участники, особенно

на первых порах, ощущают неудобство, понимая, что за ними наблюдают.

Выгоднее всего позиция так называемого включенного наблюдения – ко-

гда исследователь выступает участником деятельности коллектива.

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных

черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком проис-

ходящих событий. Назовем некоторые из них.

1. Целенаправленность наблюдения.

2. Аналитический характер наблюдения.

3. Комплексность наблюдения.

4. Систематичность наблюдения.

Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым

надо следовать при организации наблюдения.

Отметим, что этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучае-

мый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуа-

ции, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нужно со-

поставлять с данными, полученными другими методами, дополнять и уг-

лублять их.

Беседа

Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психо-

логические особенности личности человека, характер и уровень его зна-

ний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, по-



лученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные во-

просы. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением

плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предпо-

ложениями. Беседа проходит в форме личного общения по специально со-

ставленной программе.

Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий.

Поскольку в беседе помимо выявления опыта и точек зрения возмож-

ны обсуждения, споры, элементы дискуссий, постольку ее проведение тре-

бует располагающего к открытости контакта исследователя с испытуемым,

раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания.

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием, про-

токол составляют после беседы.

Метод беседы в зависимости от характера вопросов и самого исследо-

вания может превращаться в метод опроса.

Опрос

Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интер-

вью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса).

Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить

опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо

заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. В отличие от бе-

седы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равно-

правен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определить пози-

цию, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого оп-

рашивают (респондента).

По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют

интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью до-



кументальное, связанное с установлением фактов (Н. В. Кузьмина).

Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и дости-

гаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.

Во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается

в виде гипотезы (или гипотез), выделяются признаки, наличие или отсут-

ствие которых позволяет делать выводы об искренности и достоверности

ответов. К числу таких признаков в интервью относят и поведение опра-

шиваемых, например, заинтересованные, активные ответы, или, напротив,

желание уйти от ответа, невольные паузы, особенности мимики и жести-

куляции, характер поведения, эмоциональные реакции (т.е. невербальная

информация).

При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая

постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера.

Далеко не всегда полезно ставить вопросы в лоб.

Вопросы и вопросники (анкеты) могут быть открытого типа, в кото-

рых ответ формулируется самим опрашиваемым (в интервью всегда во-

просы предлагаются отрытыми). Открытые вопросы являются обычно

прямыми и выявляют непосредственно осознаваемые особенности испы-

туемых или их суждения по поводу исследуемых вопросов. Они требуют

самостоятельного формулирования ответа.

Выделяют также вопросы и вопросники полузакрытого типа, при ра-

боте с которыми ответ можно выбрать из предложенных вариантов или

сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не

устраивают респондента, и закрытого типа, когда опрашиваемым необхо-

димо выбрать один из предлагаемых готовых ответов. Анкеты с закрыты-

ми вопросами, естественно, ограничивают возможности отвечающих, но

такие анкеты лучше поддаются математической обработке.

Встречаются анкеты, в которых используются вопросы закрытого ти-

па, требующие альтернативного ответа «да» или «нет», а также ответов по

балльной системе. Применение _u_e_U_p_dтаких вопросников приближает, а иногда и возвращает исследователя к использованию исследовательского метода тестирования.

Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны и частично по содержа-

нию перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность отве-

тов. Вся анкета (вводная часть, стиль вопросов и т.д.) должна быть по-

строена так, чтобы располагать респондентов к откровенности, но и не

внушать им ответ.

Анкетирование дает возможность предложить вопросники большому

числу людей, однако нет оснований утверждать, что все они могут дать

искренние и полные ответы. Тем не менее полученные письменные ответы

анализируются, обрабатываются методами математической статистики

и могут служить основой для получения ориентировки в проблеме, выяв-

ления имеющей место тенденции в группе и формулирования определен-

ных выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов

будет тем меньше, чем больше будет охвачено респондентов и чем пред-

ставительнее будет их состав.

Очень часто при оценке и использовании ответов важно знать, кому

принадлежит оценка, мнение, совет или предложение, насколько в них от-

разилась позиция той или иной группы. Поэтому в анкету (обычно ано-

нимную) полезно включить общие данные, характеризующие респондента

(пол, возраст, стаж, профессия, должность, участие в том или ином виде

деятельности, степень успешности в этой деятельности и др.).

Тестирование (метод тестов)

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет вы-

явить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств

личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа

способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие зада-

ния принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание

или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют

исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойст-

ва у испытуемого, его психологические характеристики, а также отноше-

ние к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получа-

ют некоторую количественную характеристику, показывающую меру вы-

раженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соот-

носима с установленными для данной категории испытуемых нормами.

Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень

развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с

эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний

период.

Существуют определенные правила проведения тестирования и ин-

терпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко про-

работаны, и основные из них имеют следующий смысл:

1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования;

2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тесто-

вых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструк-

ция понята правильно;

3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения

заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируе-

мым, уход от подсказок и помощи;

4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке

полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровожда-

ется каждый тест или соответствующее задание;

5) предупреждение распространения полученной в результате тести-

рования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденци-

альности;

6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообще-

ние ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом

принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения

серии этических и нравственных задач;

7) накопление исследователем сведений, полученных другими иссле-

довательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом

и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта ра-

боты с тестом и знаний об особенностях его применения.

Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопут-

ствуют соответствующие процедуры тестирования.

Тесты способностейпозволяют выявить и измерить уровень развития

тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие

тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности,

особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.

К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие

субтесты теста Векслера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, клас-

сификацию и множество других тестов исследовательского характера.

Тесты достиженийориентированы на выявление уровня сформиро-

ванности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности

выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельно-

сти. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменаци-

онных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов

достижений.

Личностные тестыпредназначены для выявления свойств личности

испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники

состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожно-

сти), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения

черт характера личности и отношений.

Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позво-

ляют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения,

тревоги и состояние страха.

Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или

иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или

сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Каче-

ство теста характеризуется критериями его точности, т.е. надежностью и

валидностью.

Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показате-

ли являются стабильными и насколько они не зависят от случайных фак-

торов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испы-

туемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согла-

сованность показателей тестирования, полученных при повторном тести-

ровании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же

свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов.

Один способ – это только что упомянутое повторное тестирование: если

результаты первого и через определенное время проводимого повторного

тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это

будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с при-

менением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корре-

ляции между ними. Возможно и применение третьего способа оценки на-

дежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна

и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей тес-

та. Надежность теста показывает, насколько точно измеряются психологи-

ческие параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследо-

вателя к полученным результатам.

Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест,

насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен.

Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натре-

нированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсут-

ствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал