Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие функции менеджмента






.1 Прогнозирование и планирование

Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

·по степени охвата (общее и частичное),

·содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),

·предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий),

·сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы),

·охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),

·срокам (кратко-, средне-, долгосрочное),

·жесткое и гибкое.

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

·полнота (требуется учесть все),

·детализация (глубина ее определяется целью планирования),

·точность,

·простота и ясность,

·непрерывность,

·эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),

·выравнивание при планировании,

·экономичность.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования [3, с. 66].

Следует четко определить:

·объект планирования (что планируется),

·субъект планирования (кто планирует),

·период (горизонт) планирования (на какой срок),

·средства планирования (например, компьютерное обеспечение),

·методику планирования (как планировать),

·согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:

·общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы),

·стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, персонала),

·тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала)

·оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

·цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,

·носитель идеи планирования - высший менеджмент,

·проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,

·горизонт планирования - долгосрочное,

·охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,

·принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (на 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины которых [19, с. 103]:

·особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить),

·особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей),

·проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств),

·проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального),

·большое число лиц, участвующих в планировании,

·ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие),

·проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.

Основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются [14, с. 116]:

·потребность в продукции предприятия,

·потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).

Все методы прогнозирования можно разделить на две группы:

·неформализованные (эвристические), - индивидуальные экспертные оценки, коллективные экспертные оценки, написание сценариев

·формализованные методы (экстраполяции, моделирование).

Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде.

Наиболее широко используются методы интервью, «мозговой атаки», коллективных экспертных опросов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.