Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности восприятия конфликтной ситуации.






Проблема образов (информационных моделей) конфликтной ситуации, имеющихся у каждой из участвующих сторон, стала рассматриваться в конфликтологии, в социальной психологии сравнительно недавно. Под образом конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, складывающаяся у каждого участника. Она включает в себя: представление оппонентов о самих себе (своих целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.); о противостоящей стороне (ее целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.); каждого участника о том, как другой воспринимает его; о среде, в которой складываются конкретные отношения.

Именно картины конфликта определяют поведение сторон. Как отмечает Н.В. Гришина, человек не просто реагирует на ситуацию, но “определяет” ее, одновременно “определяя” себя в этой ситуации, и тем самым “конструирует” конфликтную ситуацию.

Образ конфликтной ситуации далеко не всегда соответствует реальности.

Исходя из этого выделяют четыре варианта восприятия конфликтной ситуации:

· Конфликтная ситуация объективно существует, но участники ее не осознают. В этом случае конфликта как социально-психологического явления нет.

· Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).

· Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).

· Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.

При нейтральном взаимодействии ситуация общения воспринимается, как правило, адекватно. Конечно, происходят определенное искажение и потеря информации, как в ходе коммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции. Это вполне естественно, так как информация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особенные изменения, возрастает степень субъективности восприятия, искаженности и неопределенности. Степень искажения восприятия конфликтной ситуации может колебаться от незначительных отклонений от реальности (в кратковременных конфликтах), до отклонений колоссальных масштабов.

Существует четыре вида искажений.[4]

· Искажение конфликтной ситуации в целом.

В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом.

Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.

Происходит схематизация конфликтной ситуации.

Уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу “здесь и теперь”.

Восприятие ситуации происходит в категоричных полярных оценках по типу “черное — белое”, которые не пересматриваются и не подвергаются сомнениям.

Информация фильтруется и интерпретируется в соответствии со своими предубеждениями.

· Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

Собственная мотивация.

Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели — как возвышенные и потому достойные реализации. Поэтому конфликтант закономерно приходит к выводу, что он прав.

Мотивы оппонента

Мотивы оппонента рассматриваются как недостойные, осознаваемые и обусловленные личностью оппонента.

· Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.

Собственная позиция.

Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.

Целевая составляющая рассматривается в русле “Я прав, поэтому я должен победить! ”.

Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:

" я все делаю правильно" (самоподдержка);

" по-другому в этой ситуации невозможно поступить" (это единственно верное решение);

" он сам виноват, что мне приходится так действовать" (возложение ответственности на другого);

" все так делают" (размывание ответственности).

Позиция оппонента.

Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью участника, которая может быть признана и одобрена, является “он должен уступить, он должен проиграть”.

Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:

" это подлые поступки", (действиям приписывается противоправное содержание);

" он делает только то, что мне во вред", (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);

" он намеренно так поступает", (непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные).

· Искажение восприятия личностных качеств.

Восприятие собственной личности.

Обычно выделяются положительные черты. Они пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде участника. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания, указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности.

Восприятие личности оппонента.

Происходит усиление и гиперболизация негативных черт и свойств. Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. В участнике игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное.

Искажение обобщающего образа другого конфликтанта в ходе конфликтной ситуации приводит к формированию “образа врага”. Этот образ является целостным представлением об оппоненте, содержащим в себе как истинные, так и иллюзорные черты, качества и свойства. Признаки “образа врага”: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ участнику в сочувствии. Этот образ начинает формироваться в ходе латентной фазы конфликта в результате восприятия, детерминированного исключительно негативными оценками.

Н. В. Гришина выделяет ряд факторов, которые усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации:

· Состояние стресса. В значительной степени изменяет протекание психических процессов. Обычно затрудняет мышление, упрощает восприятие.

· Высокий уровень негативных эмоций, как правило, ведет к резкому увеличению искажения восприятия конфликтной ситуации.

· Уровень информированности участников друг о друге. Чем меньше информации о другом имеется у оппонента, тем больше он домысливает и “достраивает” недостающие фрагменты информации, формируя образ конфликтной ситуации.

· Особенности перцептивных процессов также влияют на полноту информационной модели конфликта. Выявлено, что личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуации поверхностно, их оценки носят крайний характер.

· Неумение предвидеть последствия. Неспособность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта ведет к увеличению ошибок в восприятии конфликтной ситуации.

· Чем более жизненно важные мотивы и потребности личности” затрагиваются в конфликте, тем выше вероятность искажения восприятия.

· Доминирование в сознании оппонента “агрессивной концепции среды” также предопределяет ошибочное восприятие оппонента в конфликте.

· Негативная установка на участника, сформировавшаяся в доконфликтный период отношений, служит своеобразным фильтром для адекватного восприятия другого.

Кроме того, неадекватность восприятия ситуации может зависеть от узости кругозора, состояния алкогольного или наркотического опьянения, фактора времени и т.д.

Искажения восприятия ситуации стимулируют конфликтные действия, становятся причинами, генерирующими конфликт, и стимулами, поддерживающими и обостряющими его.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.