Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример. 1. Работая в праздничный день, рабочий-сдель­щик изготовил 10 деталей






1. Работая в праздничный день, рабочий-сдель­щик изготовил 10 деталей. Расценка за единицу продукции -8 руб. Заработок рабочего за этот день составит:

8 руб. х 10 деталей х 2 = 160 руб.

2. Рабочий-повременщик с часовой оплатой труда работал 6 часов в праздничный день. Часовая тарифная ставка - 7 руб. 50 коп. Его заработок за этот день составил: 7 руб. 50 коп. х 6 час. х 2 == 90 руб.

3. Работник с должностным окладом 1 200 руб. работал в мае два праздничных дня. В месяце 20 рабочих дней. Заработок за эти праздничные дни составил:

1200 руб: 20 дней х 2 х 2 == 240 руб.

Работа в ночное время. КЗоТ РФ предусматривает право ра­ботника на повышенную оплату работы в ночное время. Ноч­ным считается время работы с 22 часов до 6 часов утра. Час ноч­ной работы оплачивается в повышенном размере, который устанавливается коллективным договором или положением об оплате труда организации, но при этом не может быть ниже пре­дусмотренного законодательством. Продолжительность ночной работы (смены) сокращается на один час. Ночное время учиты­вается в табелях учета рабочего времени итоговым количеством за месяц. К работе в ночное время не допускаются беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; работники моложе 18 лет и работники других категорий соглас­но законодательству. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им медицинскими рекомендациями.

Оплата в случае брака продукции. Как известно, браком считается продукция, которая не отвечает требованиям стан­дарта, техническим условиям и не может быть использована по прямому назначению. Выпуск бракованной продукции приво­дит к прямым убыткам, так как влечет перерасход сырья, мате­риалов, снижение производительности труда, повышение себе­стоимости.

Различают два вида брака: неисправимый (полный) и ис­правимый (частичный). Полный брак по вине работника оплате не подлежит. В этом случае оформляется акт о производственном браке, и в первичных документах по учету выработки дела­ется соответствующая отметка. Работник, причинивший орга­низации ущерб в связи с выпуском по своей вине бракованной продукции, может быть привлечен администрацией организа­ции к материальной ответственности.

Частичный брак, допущенный по вине работника, оплачи­вается в зависимости от степени готовности продукции по пони­женным расценкам, которые устанавливаются в каждом кон­кретном случае администрацией организации.

При изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника, труд оплачивается по пониженным расцен­кам. Однако месячная заработная плата не может быть ниже 2/3 тарифной ставки установленного ему разряда (оклада).

Брак, причиной которого стал скрытый дефект в обрабаты­ваемом материале (трещины, раковины в металле, непрокрас ткани и др.), а также брак не по вине работника, обнаруженный после приемки изделия органами технического контроля, подлежит оплате наравне с годными изделиями.

Время простоя по вине работника оплате не подлежит. Вре­мя простоя не по вине работника, если он предупредил админи­страцию о начале простоя, оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда или оклада.

Порядок оплаты отпусков. Правом на ежегодный оплачи­ваемый отпуск обладают лица, работающие по трудовому дого­вору в организациях любой организационно-правовой формы собственности, независимо от степени их занятости, места вы­полнения трудовых обязанностей, занимаемой должности или выполняемой работы, срока трудового договора и формы оплаты труда.

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работ­никам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю. Некоторые категории ра­ботников пользуются правом на удлиненный отпуск. Это связа­но с особым характером и условиями труда, состоянием их здо­ровья и т.д. (например, работники моложе 18 лет, работники детских учреждений, учебных заведений и другие).

Продолжительность отпуска в рабочих днях рассчитывает­ся по календарю шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье. В число дней отпуска не включаются и не оплачиваются воскресные и праздничные дни. Если продолжи­тельность отпуска установлена в календарных днях, то вос­кресные дни включаются в число дней отпуска. Праздничные дни не удлиняют продолжительности отпуска.

Отдельные категории работников в соответствии с законо­дательством имеют право на дополнительный ежегодный от­пуск.

Отпуск за первый год работы предоставляется спустя 6 ме­сяцев непрерывной работы в данной организации. Однако по взаимной договоренности между работником и работодателем отпуск может быть предоставлен и ранее этого срока.

Отпуск за второй и последующие годы может предостав­ляться в любое время рабочего года, в том числе и раньше, в соответствии с очередностью. Но при этом отпуск не может на­чинаться прежде, чем рабочий год, за который он предостав­ляется.

Компенсация за неиспользованные дни отпуска. При пре­кращении трудовых отношений работник должен получить компенсацию за неиспользованные дни отпуска как за послед­ний, так и за все предыдущие годы. Денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается в размере среднего заработка пропорционально продолжительности отпуска за ко­личество отработанных в течение рабочего года месяцев. При продолжительности отпуска в 24 рабочих дня компенсация ус­танавливается в размере двухдневного среднего заработка за каждый месяц работы; при отпуске в 36 рабочих дней - трехдневного среднего заработка. Если работник увольняется до окончания рабочего года, в счет которого он уже получил от­пуск, то с него удерживается сумма за неотработанные дни от­пуска, кроме случаев, предусмотренных законодательством (уход на пенсию, призыв или поступление работника на воен­ную службу и т.д.).

Для расчета отплаты отпусков и компенсаций за неисполь­зованные отпуска берется средний дневной заработок.

Порядок исчисления среднего заработка ежегодно опреде­ляется постановлением Министерства труда и социального раз­вития РФ.

При определении среднего дневного заработка из расчетно­го периода исключаются нерабочие праздничные дни, установленные законодательством РФ.

Кроме того, при подсчете среднего заработка из расчетного периода исключаются время и выплаченные суммы, когда:

· работнику выплачивается или сохраняется средний зарабо­ток в соответствии с законодательством РФ;

· работник получает пособие по временной нетрудоспособно­сти или пособие по беременности и родам;

· работник в других случаях освобождался от работы с пол­ным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;

· работнику, воспитывающему ребенка-инвалида, предостав­лялись дополнительные выходные дни;

· работник находился в отпуске без сохранения заработной платы;

· работник не работал в связи с простоем не по вине работни­ка, в том числе из-за приостановки деятельности организа­ции, цеха, производства;

· работник не участвовал в забастовке, но в связи с ней не

· имел возможности выполнять свою работу;

 

Премии и другие выплаты стимулирующего характера, пре­дусмотренные системой оплаты труда, включаются при подсче­те среднего заработка по времени их фактического начисления.

Годовые премии и единовременное вознаграждение за вы­слугу лет при подсчете среднего заработка учитываются в раз­мере 1/12 за каждый месяц расчетного периода.

Перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, утвержден постановлением Министерства труда и социального развития РФ «О порядке исчисления среднего заработка».

Во всех случаях средний заработок, причитающийся работ­нику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени, не может быть менее установленного законодательством на день выплаты минимального месячного размера оплаты труда.

Фактически начисленные суммы очередных и дополнитель­ных отпусков, компенсаций за неиспользованные отпуска включаются в издержки производства и обращения. Начислен­ные отпускные суммы включаются в фонд заработной платы от­четного месяца только в сумме, которая приходится на дни от­пуска отчетного месяца. Если часть отпуска переходит на следующий месяц, то суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы сле­дующего месяца. В отчетном месяце выплаченная работникам за эти дни сумма отпускных отражается как выданный аванс.

 

4. Синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда.

Синтетический учет расчетов с персоналом, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе организации, по оплате труда, а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате».

По кредиту данного счета отражаются начисления по опла­те труда, пособий за счет отчислений на государственное соци­альное страхование, дивидендов и других аналогичных сумм. По дебету счета 70 фиксируются удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выплаченных сумм заработной платы, премий, пособий и другие удержания. Кредитовое саль­до счета 70 показывает задолженность организации перед ра­ботниками по начисленной, но не выданной заработной плате.

Для организации учета заработной платы используются со­ответствующие учетные регистры (специально разграфленные листы бумаги, приспособленные для текущих учетных записей).

В синтетическом учете используются мемориальные орде­ра, оборотные ведомости. Главная книга, журналы-ордера по счетам и т.д.

К документам аналитического учета заработной платы от­носятся: лицевой счет работника, налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц, расчетно-платежные ведомости и др.

На каждого работника в начале года или при приеме на рабо­ту бухгалтерия организации открывает лицевой счет. Кроме того, каждому работнику присваивается табельный номер, ко­торый в дальнейшем проставляется на всех документах по уче­ту личного состава организации.

Чтобы выяснить сумму заработной платы, подлежащую вы­даче на руки работнику, необходимо определить сумму заработ­ка работника за месяц и произвести из нее необходимые удер­жания. Эти расчеты ведутся в лицевых счетах работников, а затем их результаты переносятся в расчетно-платежную ведо­мость и в налоговую карточку.

В расчетно-платежную ведомость заносят суммы начислен­ной заработной платы по ее видам, суммы удержаний по их ви­дам и суммы к выдаче. Для каждого работника в ведомости от­водится одна строка. Расчетно-платежная ведомость не только является регистром аналитического учета расчетов с работни­ками по заработной плате, но и выполняет функции расчетного и платежного документа.

При начислении заработной платы и других выплат работ­никам необходимо правильно определить их источники. Суще­ствует несколько видов таких источников. Так, выплата зара­ботной платы может осуществляться за счет отнесения начисленной заработной платы на себестоимость продавае­мой продукции, товаров, работ и услуг.

Для правильного отражения начисленной заработной пла­ты бухгалтер организации самостоятельно выбирает тот счет по учету издержек производства и обращения, который соот­ветствует виду деятельности организации и структуре произ­водства.

К таким счетам относятся:

счет 20 «Основное производство» (оплата труда производст­венных рабочих);

счет 23 «Вспомогательное производство» (оплата труда ра­бочих

вспомогательного производства);

счет 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда це­хового персонала);

счет 26 «Общехозяйственные расходы» (оплата труда адми­нистративно-

управленческого персонала);

счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (опла­та труда работников

обслуживающих производств и хозяйств);

счет 44 «Расходы на продажу» (оплата труда работников торговли);

другие счета издержек.

 

Начисленные суммы заработной платы работников соответ­ствующих производств отражаются по дебету указанных сче­тов и по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате тру­да» (на всю сумму начисленной оплаты труда).

Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заго­товлением и приобретением производственных запасов, обору­дования к установке и осуществлением капитальных вложе­ний, отражаются по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Ма­териалы» и т.д. и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате тру да».

Источником оплаты труда могут служить средства Фонда социального страхования РФ, остающиеся в организации. За счет этих средств могут производиться выплаты пособий по вре­менной нетрудоспособности; пособий по беременности и родам; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячно­го пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достиже­ния им возраста полутора лет; оплата дополнительных выход­ных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособ­ности, по беременности и родам отражаются проводкой:

Д-т 69/1 «Расчеты по социальному страхованию»

К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате трудам.

Выдачу заработной платы и пособий оформляют бухгалтер­ской записью:

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 50 «Касса» - выдана из кассы заработная плата на­личными;

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 51 «Расчетные счета» - перечислена с расчетного счета заработная

плата на лицевой счет работни­ка в Сбербанке.

Не полученная работниками в срок заработная плата депо­нируется. Аналитический учет депонированной заработной платы ведется по каждому работнику в реестре невыданной за­работной платы, в специальной книге невыданной заработной платы или на депонентских карточках.

Депонированная заработная плата переносится со счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором для этих це­лей открывается субсчет «Депоненты». На депонируемую сум­му делается проводка:

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты

по депонированным суммам».

Депонированные суммы должны сдаваться в банк на расчет­ный счет организации, что отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Д-т 51 «Расчетные счета»

К-т 50 «Касса».

Получение депонированной ранее заработной платы с рас­четного счета в банке на оплату депонентов отражается запи­сью:

Д-т 50 «Касса»

К-т 51 «Расчетные счета».

Депонированная заработная плата из кассы организации выдается, как правило, по расходным кассовым ордерам. При этом производится запись:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

субсчет «Расчеты по депонированным суммам»

К-т 50 «Касса».

Невостребованная депонированная заработная плата хра­нится на расчетном счете организации в банке в течение трех лет. По истечении этого срока неполученные суммы относятся на финансовые результаты деятельности организации, что от­ражается проводкой

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

субсчет «Расчеты по депонированным суммам»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

 

5. Учет удержаний из оплаты труда работников.

Удержания из заработной платы работников могут произво­диться только в случаях, предусмотренных законодательст­вом. Их можно разделить на две группы: обязательные удержа­ния и удержания по инициативе администрации организации, где работник трудится. К обязательным удержаниям относятся налог на доходы физических лиц, удержания по исполнитель­ным листам и надписям нотариальных контор в пользу юриди­ческих и физических лиц. По инициативе администрации мо­гут быть удержаны: суммы аванса, выданного в счет заработной платы; суммы, излишне выплаченные вследствие счетных ошибок, суммы возмещения материального ущерба, причинен­ного по вине работника организации, удержания в счет погаше­ния полученной работником ссуды; за товары, купленные в кредит и т.д.

Основным налогом, при помощи которого государство регу­лирует доходы, получаемые физическими лицами, является налог на доходы физических лиц, который исчисляется и упла­чивается в соответствии с главой 23 II части НК РФ.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налого­обложения) следующие виды доходов физических лиц:

пособия по безработице, беременности и родам, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, алименты, получаемые налогоплательщиками и другие доходы в соответствии со ст. 217 НК РФ.

Для целей налогообложения доход, полученный физиче­ским лицом в календарном году, уменьшается на определенные суммы - налоговые вычеты. Эти вычеты поделены на четыре группы: стандартные, социальные, имущественные и профес­сиональные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты - ежемесяч­ные вычеты из доходов в размере 400, 500, 1000 и 3 000 руб., право на которые имеют отдельные категории налогоплательщиков.

Право на ежемесячные вычеты в размере 3 000 руб. имеют: Инвалиды-чернобыльцы, инвалиды ВОВ, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II, III групп вследст­вие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы и т.д.

Налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц нало­гового периода распространяется на следующие категории на­логоплательщиков: Героев Советского Союза и Героев Россий­ской Федерации, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; участников ВОВ; инвалидов с детства и инвалидов I и II групп; лиц, выполнявших интернациональный долг в Рес­публике Афганистан и других странах, в которых велись бое­вые действия и т.д.

Налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц нало­гового периода распространяется на те категории физических лиц, которые не имеют специальных льгот. Этот вычет действу­ет до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим ито­гом с начала календарного года, превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил 20 000 руб. налоговый вы­чет не применяется.

Налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц нало­гового периода устанавливается на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а на каждого учащегося дневной формы обучения, ас­пиранта, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей. Данный вычет дей­ствует до месяца, в котором доход родителей, супругов, опеку­нов или попечителей, исчисленный нарастающим итогом с на­чала года, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет расходов на со­держание детей не применяется.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попе­чителям налоговый вычет расходов на детей предоставляется в двойном размере. Вычеты на содержание иждивенцев с 2001 г. не предоставляются.

Если налогоплательщик имеет право более чем на один стан­дартный вычет (кроме расходов на содержание детей), то ему предоставляется только один максимальный из них.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются одним из работодателей по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на эти вычеты.

При смене физическим лицом в течение календарного года места работы стандартные налоговые вычеты по новому месту работы предоставляются с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налого­плательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма по­лученного дохода подтверждается справкой о полученных на­логоплательщиком доходах по старому месту работы.

Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были пре­доставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ, то по окончании налогового периода на основании заявле­ния налогоплательщика, прилагаемого к налоговой деклара­ции, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговом органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов.

Социальные, имущественные и профессиональные налого­вые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой деклара­ции в налоговый орган по окончании календарного года. Налоговая декларация подается не позднее30 апреля года, сле­дующего за отчетным.

Имущественные налоговые вычеты - это уменьшение дохо­да на суммы, полученные налогоплательщиком от продажи своего имущества, а также на суммы, израсходованные им на приобретение (строительство) жилья. Порядок предоставления имущественных вычетов изложен в ст. 220 НК РФ.

Профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ) име­ют: индивидуальные предприниматели без образования юриди­ческого лица; частные нотариусы и другие лица, занимающие­ся частной практикой; налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера; налогоплательщики, полу­чающие авторские вознаграждения или вознаграждения за соз­дание, исполнение или иное использование произведений нау­ки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов.

Налоговая ставка на доходы физических лиц установлена в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Однако для налогообложения некоторых видов доходов ус­танавливаются специальные ставки налога.

В бухгалтерском учете суммы налога на доходы физиче­ских лиц отражаются на счете 68 «Расчеты по налогам и сбо­рам» на специальном субсчете «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Кредитовое сальдо субсчета 68 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» свидетельствует о за­долженности организации перед бюджетом; оборот по дебету показывает суммы налога, перечисленные в бюджет в пога­шение задолженности; оборот по кредиту отражает суммы удержанного налога из заработной платы работников органи­зации.

Удержанный из заработной платы налог отражается про­водкой:

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Перечисление налога в бюджет -

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 51 «Расчетные счета».

Начисленные и удержанные суммы алиментов отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на субсчете «Исполнительные листы». При этом делаются следую­щие проводки:

Удержаны суммы по исполнительным листам -

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет

«Исполнительные листы».

Алименты выданы взыскателю наличными из кассы орга­низации -

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет

«Исполнительные листы»

К-т 50 «Касса».

Алименты перечислены платежным поручением на счет взыскателя в отделение банка -

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми», субсчет

«Исполнительные листы»

К-т 51 «Расчетные счета».

Прочие удержания из заработной платы отражаются бух­галтерскими записями:

Удержано с виновников брака -

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 28 «Брак в производстве».

Взыскано с работника в возмещение материального ущерба -

Д-т 70 «Расчеты с персоналов по оплате тру да»

К-т 73/3 «Расчеты по возмещению материального ущер­ба».

Удержаны суммы платежей за товары, проданные в кредит, по предоставленным займам, по ссудам банков -

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (по субсчетам).

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



1. Понятие, классификация, оценка и основные задачи учета материально-производственных запасов.

 

В состав материально-производственных запасов включа­ются; материалы, готовая продукция, товары.

Материалы - один из важнейших элементов производствен­ного цикла любой организации; они представляют собой пред­меты труда, которые используются для изготовления продук­ции, выполнения работ, оказания услуг. Их особенность состоит в том, что, участвуя в процессе производства, материалы полностью потребляются в каждом его цикле и полностью пере­носят свою стоимость на вновь созданную продукцию (работы, услуги).

В зависимости от той роли, которую играют производст­венные запасы в процессе производства продукции, выполне­ния работ и оказания услуг, их подразделяют на следующие группы:

• сырье и основные материалы;

• вспомогательные материалы;

• покупные полуфабрикаты;

• возвратные материалы (отходы);

• топливо;

• тара и тарные материалы;

• запасные части.

Классификацию материалов удобно использовать для по­строения синтетического и аналитического учета, составления статистических отчетов, информации о поступлении и расходе материалов в производственно-хозяйственной деятельности организации, для определения остатков.

Готовая продукция - часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи, являющаяся конеч­ным результатом производственного процесса, законченная об­работкой (комплектацией), технические и качественные ха­рактеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям документов в случаях, установленных законода­тельством.

Товары - это та часть материально-производственных запа­сов организации, которая приобретена или получена от других юридических и физических лиц и предназначена для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Материальные запасы принимаются к учету по фактиче­ской себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретений (получения) данного имущества.

При приобретении материалов за плату у других организаций их фактическая себестоимость складывается из всех затрат на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость. Фактические затраты могут включать:

· суммы, уплаченные поставщикам в соответствии с догово­ром;

· суммы, уплачиваемые другим организациям за информаци­онно-консультативные услуги, связанные с приобретением запасов:

· таможенные пошлины и иные платежи; невозмещенные на­логи, уплачиваемые в связи с поступлением каждой едини­цы запасов (например, налог с продаж);

· вознаграждения, уплачиваемые посредническим организа­циям;

· затраты по заготовлению и доставке материально-производ­ственных запасов до места их использования, включая рас­ходы по страхованию грузов;

· иные затраты на приобретение материально-производствен­ных запасов.

При изготовлении различных видов материальных запасов собственными силами организации фактическая себестоимость определяется в сумме фактических затрат на производство со­ответствующего вида продукции согласно действующему по­рядку формирования себестоимости.

Фактическая себестоимость запасов, внесенных в счет вкла­да в уставный капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной с учредителями.

При безвозмездном получении материальных запасов в порядке дарения фактическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату принятия на учет органи­зацией-получателем. При приобретении материалов в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) их фактиче­ская себестоимость определяется исходя из стоимости обме­ниваемого имущества по балансу организации на момент об­мена.

Определить фактическую себестоимость приобретаемых за­пасов от различных поставщиков сразу возможно только при ограниченной номенклатуре потребляемых запасов и по их ос­новным видам. Поэтому текущий учет запасов ведут по учетной стоимости, т.е. по средним покупным ценам, по плановой (нор­мативной) себестоимости и др.

Учетная цена материальных запасов представляет собой себестоимость приобретения (заготовления), которая опре­деляется самой организацией по сложившемуся уровню по­купных цен с добавлением расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и т.п. В качестве учетной цены могут выступать и так называемые средние или сред­невзвешенные покупные цены, определяемые расчетным путем по сложившимся уровням цен на начало и конец от­четного периода по отдельным видам запасов. В том и дру­гом случае разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью запасов по учетным ценам отра­жается в бухгалтерском учете как отклонения в стоимости материалов.

При отпуске материалов в производство и ином выбытии они могут оцениваться по:

 

· средней себестоимости;

· себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

Применение одного из методов по конкретному наименова­нию производится в отчетном году и должно найти отражение в учетной политике организации.

Оценка материальных ресурсов по средней себестоимости традиционна для отечественного учета. Средняя себестоимость по каждому виду (группе) запасов определяется как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, включая количественно-стоимостные остатки по ви­дам запасов на начало месяца и поступление запасов за отчет­ный период, что можно записать формулой:

Сфс=(Со+Сз): (Ко+Кз),

где: Сфс — средняя фактическая себестоимость;

Со - фактическая себестоимость материалов на начало ме­сяца;

Сз - фактическая себестоимость материалов, заготовлен­ных в отчетном периоде;

Ко - количество материалов на начало месяца;

Кз — количество материалов, заготовленных за месяц.

 

Пример. На начало месяца остаток материалов одного вида составил 5 000 единиц стоимостью 40 000 руб. В течение месяца было заготовлено 10 000 единиц данного материала на сумму 95 000 руб. В производство в течение месяца было отпу­щено 8 000 единиц данного материала.

Сначала определим среднюю себестоимость данного вида материалов:

(40 000 руб. + 95 000 руб.): (5 000 ед. + 10 000 ед.) = 9 руб.

Стоимость материалов, отпущенных в производство в этом месяце составит:

9 руб. х 8 000 = 72 000 руб.

Сальдо на конец месяца в стоимостном выражении соста­вит:

(40 000 руб. + 95 000 руб.) - 72 000 руб. = 63 000 руб.

Этот способ оценки материалов при списании в производст­во обеспечивает относительно равномерное воздействие на раз­мер затрат, которые учитываются при формировании себестои­мости продукции.

При методе ФИФО приход и списание материальных за­пасов осуществляется в порядке их поступления в организа­цию, т.е. сначала списывается остаток запасов на начало ме­сяца, затем списываются запасы по цене первой закупленной партии, затем - по цене второй партии и так далее в порядке очередности, пока не будет получен общий расход запасов за месяц. Указанный порядок сохраняется и в том случае, если списываются запасы, приобретенные в бо­лее поздний период времени. Использование метода ФИФО в условиях инфляции позволяет снизить себестоимость гото­вой продукции за счет ценового фактора по материальным ресурсам, и стоимость запасов на конец отчетного периода будет близка к текущим ценам, что обеспечивает реальность их оценки,

Пример. Расчет фактической себестоимости израсходо­ванных в течение месяца материалов и их остатков на конец ме­сяца методом ФИФО. Предположим, что расход мате­риалов за отчетный месяц составит 1000 единиц.

 

Показатели   Количество единиц   Цена еди­ницы   Сумма, руб.  
Остаток материалов на начало месяца        
Поступило в течение месяца                
Первая партия        
Вторая партия        
Третья партия        
Итого:     X    
Расход за месяц а) метод ФИФО              
Первая партия        
Вторая партия        
Третья партия        
Итого:     X    
Остаток материалов на конец мес.              
а) по методу ФИФО        

Применение метода ФИФО при оценке материалов ориентирует на организацию аналитического учета по отдель­ным партиям, а не только по видам материалов. Оценить израс­ходованные материалы можно расчетным путем по формуле:

Р = Он + П – Ок,

где: Р - стоимость израсходованных материалов;

Он и Ок - стоимость начального и конечного остатков мате­риалов;

П - поступление за месяц.

 

Для определения фактической себестоимости материаль­ных ценностей при передаче их в производство необходимо определить отклонение фактической себестоимости от их стоимости по учетным ценам. Это отклонение показывается по отдельным группам запасов материалов. Исключение со­ставляют лишь дорогостоящие и особо дефицитные материа­лы, использующиеся в ограниченном ассортименте; в этом случае учет отклонений необходимо вести по отдельным ви­дам запасов с отнесением их непосредственно на себестои­мость продукции.

Суммы отклонений определяют по группам (видам) матери­альных запасов путем сопоставления фактической себестоимо­сти поступивших за месяц запасов и их остатка на начало меся­ца с их стоимостью по учетным ценам.

Для расчета фактической себестоимости материалов, отпу­щенных со склада в производство, определяют средний про­цент отклонений. Затем рассчитывается абсолютная сумма от­клонений.

Средний процент отклонений рассчитывается по формуле:

Нср = Оо + То

0з + Тз

где: Нср - средний процент отклонений;

Оо - начальное сальдо отклонений;

То - текущее поступление отклонений;

Оз - начальное сальдо запасов;

Тз - текущее поступление запасов.

 

Абсолютную сумму отклонений находят по формуле:

S аб = Нср х Зпр

где: Sаб - абсолютная сумма отклонений;

Зпр- стоимость запасов, отпущенных в производство по

учетным ценам.

Пример. Остаток запасов на начало месяца по учетным ценам составил 500 руб.; отклонения - 40 руб. В течение отчет­ного месяца были совершены хозяйственные операции:

1. Поступили материалы от поставщиков. Стоимость их по учетным ценам - 1500 руб.; отклонения - 180 руб.

2. Списаны израсходованные материалы по учетным це­нам:

· на основное производство - 800 руб.;

· на вспомогательные производства - 150 руб.;

· на общехозяйственные нужды - 50 руб.

 

Определим средний процент отклонения:

Нср = 40 + 180 х 100 %

500 + 1500

Абсолютная сумма отклонений, подлежащая списанию в дебет счетов:

20 «Основное производство» - 800 руб. х 11% = 88 руб.,

23 « Вспомогательные производства» -150 х11% = 16, 5 руб.,

26 «Общехозяйственные расходы» -50 руб. х 11% = 5, 5 руб.

Остаток по отклонениям в сумме 110 руб.

(40 + 180 руб.) - (88 руб. + 16, 5 руб. + 5, 5 руб.) = 110 руб.

присоединяется к остатку запасов по учетным ценам, что позво­ляет определить фактическую себестоимость остатка материа­лов на первое число следующего за отчетным месяца.

 

2. Документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей.

Операции по движению материальных ценностей все юри­дические лица независимо от формы собственности должны оформлять унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Пер­вичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.

Список лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефи­цитных и дорогостоящих материалов, и перечень таких мате­риалов устанавливаются руководителем организаций по пред­ставлению начальника отдела снабжения и главного бухгалтера.

Документами по учету материально-производственных за­пасов являются:

· Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а).

· Приходный ордер (ф.№ М-4).

· Акт о приемке материалов (ф. № М-7).

· Лимитно-заборная карта (ф. № М-8).

· Требование-накладная (ф. № М-11).

· Накладная, на отпуск материалов на сторону (ф. № М-1, 5).

· Карточка учета материалов (ф. № М-17).

· Акт об оприходовании материальных ценностей, получен­ных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35).

3. Синтетический учет материалов.

Синтетический учет запасов ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материаль­ных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

Учет материалов ведется на счете10 «Материалы», к кото­рому могут быть открыты следующие субсчета:

10-1 «Сырье и материалы»

10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изде­лия, конструкции и

детали»

10-3 «Топливо»

10-4 «Тара и тарные материалы»

10-5 «Запасные части»

10-6 «Прочие материалы»

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

10-8 «Строительные материалы»

10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» используется для отражения информации о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость заготовления и приобретения материально-производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей;

На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений.

Учет поступления материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и без их использова­ния.

Организации самостоятельно определяют порядок учета ма­териалов и отражают его в своей учетной политике.

Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приоб­ретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стои­мости материальных ценностей» имеет место в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а учет без ис­пользования указанных счетов - когда учет ведется по факти­ческой себестоимости.

В первом случае на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщика делается запись:

Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Запись по дебету счета 15 и кредиту счета 60 производится независимо от того, когда поступили материалы - до или после получения расчетных документов поставщика.

При этом по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывается стоимость приобре­тенных запасов по покупным ценам.

Одновременно отражают налог на добавленную стоимость;

Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

После оприходования и оплаты материалов НДС, упла­ченный поставщикам, относится на расчеты с бюджетом по НДС.

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Рас­четы по НДС»

К-т 19 «НДС по приобретенным ценностям».

В зависимости от того, откуда поступили те или иные цен­ности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов могут быть также сделаны следующие бухгалтерские записи:

Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71

«Расчеты с подотчетными ли­цами», 76 «Расчёты с разными

дебиторами и кредиторами» и т.п.

Оприходование материалов, фактически поступивших в ор­ганизацию, осуществляется по учетным ценам и отражается записью:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

В результате произведенных записей по каждой партии ма­териалов на счете 15 «Заготовление и приобретение материаль­ных ценностей» возникает разность между оборотом дебета и оборотом кредита. Если дебетовый оборот оказывается больше кредитового, это означает, что фактическая себестоимость заго­товленных материалов выше учетной цены. На эту разницу де­лается бухгалтерская запись:

Д-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценно­стей»

К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

В результате этого обороты по дебету и кредиту счета 15 «За­готовление и приобретение материальных ценностей» будут от­ражать сумму заготовленных производственных запасов по фактической себестоимости.

Если оборот по кредиту счета 15 «Заготовление и приобрете­ние материальных ценностей» превышает дебетовый оборот этого счета, значит, учетная цена выше фактической себестои­мости. В этом случае делают бухгалтерскую запись отрицатель­ными числами («красное сторно»):

Д-т 16 «Отклонение в стоимости материальных ценно­стей»

К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

При таком порядке учета поступления материалов их фактическая себестоимость будет слагаться так: сальдо сче­та 10 «Материалы» по учетным ценам плюс или минус саль­до счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» ведут по группам материаль­ных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем от­клонений.

Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение матери­альных ценностей» на конец месяца представляет собой стои­мость материалов, находящихся в пути или не вывезенных со склада» поставщиков.

Известен вариант учета заготовления материалов без сальдо по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», при котором в конце месяца делается запись без опри­ходования материалов на складе;

Д-т 10 «Материалы»

К-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

В начале следующего месяца эти суммы сторнируются.

Во втором случае (учет ведется только по фактической себе­стоимости) оприходование материалов, полученных от постав­щиков, отражается записью:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

НДС по оприходованным материалам отражается бухгал­терской проводкой:

Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Следует отметить, что материалы, поступающие от по­ставщиков, приходуются независимо от того, когда они по­ступили - до или после получения расчетных документов. Стоимость оплаченных материалов, находящихся в пути или не вывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца, отражается:

Д-т 10 «Материалы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а в текущем учете показывается как дебиторская задолженность поставщика, которая погашается по мере оприходования мате­риалов на склад.

При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны записи;

Д-т 10 «Материалы»

К-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 71 «Расчеты с подотчетными ли­цами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

 

 

Фактический расход материалов в производство и на другие нужды отражается бухгалтерскими записями:

Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогатель­ные производства»,

25 «Общепроизводствен­ные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

К-т 10 «Материалы».

Если материалы учитывались на счете 10 «Материалы» по четным ценам, то при передаче их в производство на счета учет затрат списывается отклонение, учитываемое на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом дается бухгалтерская проводка:

Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогатель­ные производства», 25

«Общепроизводствен­ные расходы» 26 «Общехозяйственные расхо­ды» и

др.

К-т 60 «Отклонение в стоимости материальных ценно­стей».

Продажа материалов на сторону отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показывает фактическая себестоимость проданных ценностей, расходы, вязанные с продажей ценностей, НДС, полученный в составе выручки от продажи. По кредиту счета отражается выручка, полученная за проданное имущество.

Операции по продаже материалов отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом.

На сумму выручки от продажи материалов в зависимости от принятого в организации метода учета продажи делают запись:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и

заказчиками»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие до­ходы»

Сумма НДС, полученная в составе выручки, отражается:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Списывается фактическая (балансовая) стоимость продан­ных материалов:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсчетам).

 

На разницу между фактической себестоимостью материа­лов и стоимостью по учетным ценам (если учет в организации ведется по учетным ценам) делается запись;

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы». Субсчет «Прочие расходы»

К-т 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Суммы расходов, связанных с продажей материалов, отра­жаются:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми».

Финансовый результат от продажи материалов определяет­ся на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборота дебета субсчета 91-2 и оборота кредита субсчета 91-1. Если оборот дебета будет больше оборота кредита, то это убы­ток, и он списывается, в отчетном периоде на финансовые ре­зультаты, что отражается записью:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и

расходов».

Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и

расходов».

К-т 99 «Прибыли и убытки».

Для обеспечения сохранности материальных ценностей в организации не реже одного раза в год проводится инвентари­зация.

Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на счет 10 «Материалы», а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делается запись:

Д-т10 «Материалы»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие до­ходы».

Недостачи материальных ценностей списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а по частично испорченным материалам - в сумме определившихся потерь. На сумму недостач и порчи ценностей составляется бухгалтерская проводка;

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 10 «Материалы» (по соответствующим субсче­там).

Списание недостач отражается записями:

· в пределах норм естественной убыли - на счета издержек производства или обращения –

Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводст­венные расходы» и др. К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

· при хищении, а также сверх норм естественной убыли, когда установлены конкретные виновники, -

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по

возмещению материаль­ного ущерба»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

· сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда конкретные виновники не установлены, или при отказе ссуда во взыскании вследствие необоснованности исков –

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.