Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовое учение О. Конта.






Французский философ Огюст Конт (1798—1857 гг.) стал основателем философии позитивизма. Его теория изложена в шеститомном «Курсе позитивной философии» и четырехтомной «Системе позитивной политики».

В учении Конта прослеживается влияние Сен-Симона, у которого Конт одно время работал секретарем. Так, Конт связывал развитие общества с эволюцией человеческого сознания, сменой трех исторических «состояний человеческих умов». Первой стадией была теологическая (с древности и до 1300 г.). На этом этане все явления окружающего мира объяснялись человеком на основе религиозных представлений, господствовали религиозное мировоззрение и военный быт.

Второй стадией была метафизическая (1300—1800 гг.), для которой характерно объяснение явлений и фактов через умозрительные, абстрактные, отвлеченные понятия.

Третьей стадией была позитивная (XIX в.), характеризующаяся распространением наук, развитием ремесел и промышленности. Именно наука содействовала рациональной организации общества.

Преимущества позитивной школы Конт видел в том, что она, содействуя распространению реальных знаний, противостоит отвлеченному риторическому и софистическому влиянию метафизического воспитания и тем самым способствует выработке порядка в обществе. Назначение государства, по О. Конту, состоит в том, чтобы «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах».

Необходимость государства Конт усматривал в объединении индивидуальных интересов ради достижения общих целей. Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества.

Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия. Это общество будет базироваться на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, в то время как мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским и духовным. Первое из них должно принадлежать банкирам, промышленникам и земледельцам, второе —«свя щенникам позитивной церкви. Пролетариату никакого места в управлении обществом Конт не отводил.

В режиме социократии существует согласованное взаимодействие

четырех сил:

— носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат призван обеспечивать последовательность развития, осуществлять финансовое и экономическое управление, ведать развитием промышленности;

— священники-позитивисты — средоточие ума. В их ведении — образование, воспитание, исправление преступников;

— рассеянная сила — пролетариат, который призван осуществлять переход к промышленному строю;

— женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства. Конт считал, что только во взаимодействии этих четырех сил будут

обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества.

Основной закон социократии, по О. Конту, выражается в формуле: «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». На основе этого закона Конт пытался доказать возможность достижения-социальной солидарности, которая характерна для нормальной общественной жизни.

Конт выступал против концепции прав человека, считая, что они лишь подрывают общество в государстве, построенном по позитивным принципам, должны главенствовать обязанности, а не права.

 

Тема 11. Западноевропейская политико˗ правовая мысль второй половины ХІХ - начала ХХ ст.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.