Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Локка о государстве и праве.






Джон Локк (1632–1704) – один из классиков раннебуржуазного либерализма. Его политико-правовые взгляды изложены в труде " Два трактата о государственном правлении" (1690).

По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет " войны всех против всех". Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состояний отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т.д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также, право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу " и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д.". Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом – собственность.

В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, Дж. Локк усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле – отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Дж. Локку, закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется " управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов". Законы тогда способствуют достижению " главной и великой цели" государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Такая позиция Дж. Локка определенно предвосхищала идею " правового государства", обстоятельно развитую в буржуазной политико-юридической литературе XVIII–XIX вв.

Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Дж. Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц.

Поддержание режима, свободы, реализация " главной и великой цели" политического сообщества непременно требуют, по Дж. Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху и кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть).

Имея в виду не допускать узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, Дж Локк наметил связи и взаимодействия " отдельных ее частей". Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

Суверенитет народа, по Дж. Локку, в конечном счете выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.

Учение Дж. Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли XVII в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.

 

 

МОДУЛЬ 3 Розвиток вчень про державу і право у Західній Європі ХVIIІ − ХІХ ст.

Тема 8. Вчення про право і державу у Західній Європі та США у ХVIII - на початку ХІХ ст.

1. Этико-правовые проблемы эпохи Просвещения: общая характеристика.

Просветительская идеология возникла в 17 ст. в Англии под влиянием идей Дж. Локка и позже в 18 в. получила широкое распространение во Франции. Со второй половины 18 ст. и в начале 19 ст. принципы Просвещения распространяются и утверждаются в Северной Америке, Германии, а также странах Восточной и Юго-Восточной Европы.

Впервые термин Просвещение употребил Вольтер, а также, немецкий философ и историк Гердер.

В 1748 г. в своей статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение», Кант отвечает, что «Просвещение следует рассматривать как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса».

Принципы Просвещения основывались на следующих положениях:

˗ признание всемогущества человеческого разума и гуманной природы человека и в соответствии с этим убеждение в необходимости просвещения народа, направленного на воспитание и исправление;

˗ признание и утверждение естественных прав человека, прежде всего на жизнь, свободу, равенство, собственность;

˗ критика абсолютизма, признание идеи народного суверенитета как «просвещенного правления»;

˗ критика религиозного фанатизма и признание нерелигиозных форм идеологии;

˗ признание эволюционного пути развития человечества, и в соответствии с этим критика и неприятие насилия как противоречащего разумной природе человека. Всякое насилие возможно лишь как крайняя мера, последнее средство борьбы людей за свои права.

Среди важнейших имен Английского Просвещения необходимо назвать: Джона Толанда, Энтони Коллинза, Джозефа Пристли, Энтони Эшли Купера (лорда Шефстбери), Френсиса Хатчесона, Бернанда Мандевиля.

Основной научный интерес представителей английского Просвещения касался вопросов, посвященных социально-политической проблематике, среди которых необходимо выделить проблемы обоснования и соотношения политической и гражданской свободы и соответствующих им прав человека, этико-нравственного обоснования принципов политики и правления. Так, например, с т.з. Мандевиля, главным средством приобщения людей к совместной жизни является не государство и право, а мораль как своеобразное социально-терапевтическое средство управления людьми.

С т.з. вопросов составляющих предметную сферу дисциплины «Истории учений о государстве и праве», наибольший интерес представляют научные теории представителей французского Просвещения в первую очередь Вольтера, Монтескье и Руссо.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.