Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления прикладных исследований






Промышленное производство - один из главных заказчиков на прикладные социально-психологиче­ские исследования. Главная проблема - формиро­вание производственных коллективов, что позволило поставить задачу построения общей модели психо­логической службы промышленного предприятия. Наиболее общие для всех отраслей промышленного производства, для любых предприятий темы - психо­логический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков.

Темой прикладных исследований является пробле­ма управления, имеющая отношение к различным звеньям общественного организма, будь то крупная организация или система здравоохранения и т. п. Одним из важных является вопрос о необхо-димых руководителю психологических качествах. Раз-витие организации — самостоятельный блок проблем. В самом широком смысле слова организационное развитие означает создание особой культуры по ис­пользованию различных технологий для совершен­ствования поведения индивидов и групп в организа­ции.

Система средств массовой информации и пропа­ганды не может развиваться, не опираясь на иссле­дования социальных психологов, поэтому проблема­тика социально-психологических исследований в этой сфере разрабатывается достаточно активно. Объек­ты прикладных исследований: коммуникатор, сообще­ние, аудитория, канал, эффективность.

В исследованиях проблем школы, осуществляемых

в рамках педагогики и педагогической психологии,

участвует и социальная психология. Весь комплекс

V проблем этой дисциплины представлен в сфере об-


альной психолог и и - сфера научной деятельности стить смещение выборки. В каждом конкретном слу-

разования: общение, функционирование коллектива, межгрупповые отношения, вопросы социализации. Создаются специальные психологические службы. Основные виды деятельности школьного психолога -психологическое просвещение, психологическая про­филактика, психологическое консультирование, психо­диагностика, психокоррекция. Одна из относительно новых сфер приложения соци-

Возрастает значение коллективных форм деятельнос­ти, и это в значительной мере ломает устойчивый сте­реотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей. Изменяется тип исходной, со­циальной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячейкой выступала научная школа, то те­перь это исследовательский коллектив. Субъектом исследовательского труда становится малая группа.

Социальная психология традиционно уделяла боль­шое внимание семье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особен­ности такой группы приобретают в семье определен­ную специфику, но тем не менее знание закономерно­стей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общест­ва, ее приложений.

Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы принятия политических решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политичес­кого деятеля; политическая социализация и многое другое.


дать сдвиг в данных, который исказит всю картину вза­имоотношений.

Все социально-психологические методики гро­моздки, их применение требует значительного вре­мени. Если исследование проводить в рабочее вре­мя, оно может нарушить производственный ритм, если после рабочей смены, придется задержать людей на длительное время, оставить «добровольцев» - допу-

чае приходится принимать решение о пути, на кото­ром будут наименьшие потери.

Необходимо и соблюдение этических норм. Социаль­ный психолог, проводящий прикладное исследование, выполняет заказ руководства. Выявление ряда харак­теристик групп влечет за собой определенные крити­ческие замечания в адрес тех людей, от деятельно­сти которых зависят недостатки и которые являются заказчиками исследования. Исследователь должен быть осмотрителен, чтобы своим вмешательством не осложнить отношений в коллективе.

Возникает трудность в отношении языка. Проблема заключается в адаптации этого языка по отношению к испытуемому. Другая проблема языка связана с при­менением некоторых специальных социально-психо­логических терминов, которые в силу ряда обстоя­тельств оказываются как бы скомпрометированными их употреблением за пределами науки («конформист», «авторитарный лидер» и т. д.). Социальный психолог не может не считаться с нормами повседневного употребления терминов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.