Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характеристики и виды толпы






I По типу доминирующей эмоции и особенностям по- ' ведения исследователи выделяют следующие виды I толпы.

Случайная (окказиональная) толпа возникает в свя-зи с каким-либо неожиданным событием. Ее образуют I «зеваки», лица, испытывающие потребность в новых | впечатлениях. Основной эмоцией является любопыт- | ство людей. Случайная толпа может быстро собирать- I ся и так*же быстро рассеиваться. Обычно немного- I численна.

! Конвенциональная толпа - толпа, поведение кото- I рой основывается на явных или подразумеваемых

I

нормах и правилах поведения - конвенциях. Собира­ется по поводу заранее объявленного мероприятия, | людьми обычно движет вполне направленный инте- I рес, и они должны следовать нормам поведения, I соответствующим характеру мероприятия. ' Экспрессивная толпа отличается особой силой I массового проявления эмоций и чувств. Является результатом трансформации случайной или конвен- | циональной толпы, когда людьми в связи с опреде-

I

ленными событиями, свидетелями которых они ста­ли, и под действием их развития овладевает общий I эмоциональный настрой, выражаемый коллективно. ' Экспрессивная толпа может трансформироваться I в крайнюю форму - экстатическую толпу, т. е. вид тол-! пы, когда люди, ее образующие, доводят себя до ис- I ступления в совместных молитвенных, ритуальных или j иных действиях. ( Все три вида толпы относятся к пассивным.

 

Д. Д. Бессонов предлагал рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную). | Действующая! активная) толпа - наиболее важный вид ' толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее V подвидов.


Наиболее опасной считается агрессивная толпа -скопление людей, стремящихся к разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий. Чаще является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы.

В толпе люди опускаются до примитивного состоя­ния, которое характеризуется иррациональным пове­дением, доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или «расовому бессознательному». Качества, обнаружи­ваемые индивидом в толпе, являются проявлением бессознательного, в котором содержится все зло человеческое (3. Фрейд).

Другим подвидом действующей толпы является пани­ческая толпа - скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности. Паника - это социально-психоло­гический феномен проявления группового аффекта стра­ха. Возникшие страх блокирует способность людей ра­ционально оценивать возникшую ситуацию.

Подвидом действующей толпы является стяжатель-ная толпа - скопление людей, находящихся в непос­редственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребно­стей или желаний всех участников этого конфликта.

Некоторые исследователи феномена толпы выделя-ют повстанческую толпу как непременный атрибут всех революционных событий. Действия повстанческой тол­пы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников.


пы - это ее внезапная организация. В ней нет ника­кого предварительного стремления к общей цели, она не обладает коллективным желанием. Между тем среди разнообразия ее движений наблюдается не­которая целесообразность в поступках и стремлени­ях.

" Само слово «толпа» как имя собирательное указы­вает на то, что масса отдельных личностей отождеств­ляется с одной личностью.

Среди причин единства мыслей, наблюдаемого в толпе, П. Бордье выделяет способность к подра­жанию. Каждый человек расположен к подражанию, и эта способность достигает максимума у людей, со­бранных вместе.

Многие писатели пытались объяснить это явление, прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли: «Подражание - это настоящая эпидемия, зависящая от примера так же, как возможность заразиться оспой зависит от того яда, при помощи которого последняя распространяется».

На этом основании нравственной эпидемией объяс­нялись эпидемии преступлений, следовавшие за ка­ким-нибудь преступлением, о котором много писали в прессе.

По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душев­ное движение индивида не что иное, как рефлекс на полученный извне импульс. Всякий действует, дума­ет только благодаря некоторому внушению. Это вну­шение может распространиться или только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии.


В основе формирования и развития ценностей клас­са лежат его потребности, определяющие базовую значимость всей их системы - характер собственно­сти на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятель­ности класса. Наряду с материальными ценностями выступают и феномены общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме, -духовные ценности.

Важное место в содержании классовой психологии занимают нормы поведения, функционирующие в виде определенных требований, предписаний и ожиданий соответствующего поведения. Класс или межклассо­вая группа с помощью норм, выработанных ими, ре­гулируют, контролируют и оценивают поведение своих представителей. Нормы поведения вырабатываются с учетом систем общественных отношений, интере­сов, классов и представлений его о должном, допусти­мом, одобряемом, приемлемом или о нежелательном, неприемлемом.

По мнению ряда исследователей, классовая психо­логия включает «психический склад» - некоторый психический облик социального класса, проявляю­щийся в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т. д. Они играют роль важных регулято­ров поведения членов класса или межклассовой груп­пы, а потому имеют большое значение в понимании особенностей классовой психологии.

Все составляющие классовой психологии находят­ся между собой в отношениях тесной взаимосвязи и взаимовлияния. Изучение ее должно осуществляться с учетом этих взаимосвязей и взаимовлияний, что позволит глубже понять и объяснить ее своеобразие.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.