Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность цен и их виды. Функции цен.






Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических понятий и взаимосвязь с этими категориями. В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:

  • учетно-измерительная;
  • регулирующая (сбалансирования спроса и предложения);
  • стимулирующая;
  • перераспределительная.

Некоторые ученные выделяют более широкий перечень функций цен.

Учетно-измерительная функция – отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Цена является носителем важнейшей экономической информации и участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт (ВНП), валовый региональный продукт (ВРП), объем реализованной продукции, объем товарооборота и т.п.). Цена также участвует в расчете таких показателей финансового анализа как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.

Цена может существенно отклоняться от себестоимости. Особенностью рыночной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, топовым товарам, учет в имиджа в ценах на товары, услуги компаний.

Согласно части 1 ст. 40 НК РФ налоговым органам дано право контролировать правильность цен при товарообменных операциях.

Регулирующая функция или функция сбалансирования спроса и предложения – через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится максимально сократить затраты на производство товаров, работ и услуг (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов и т.п.)

Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную, операцию оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца – это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов. На производителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают влияние следующие факторы:

  1. уровень цены (различные цены на ликероводочную продукцию, производимую на территории РФ и на ввозимую; цена труда – заработная плата в сельском хозяйстве составляла в 2005 г. 18% от заработной платы в топливной промышленности);
  2. уровень рентабельности (переток капитала – капитал стремится в отрасли с повышенной рентабельностью, высокий уровень рентабельности обеспечивает инвестиционную привлекательность и является самым действенным стимулом структурной перестройки экономики);
  3. таможенные пошлины – высокие пошлины как мера защиты отечественного производителя.

На потребителя стимулирующее или сдерживающее воздействие цен может проявляться через:

  1. уровень цены;
  2. надбавки и скидки к цене;
  3. акцизы;
  4. дифференцированное ценообразование;
  5. продажа товаров в кредит и т.п.

Перераспределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

Способы перераспределения доходов с помощью цены:

  1. Соотношение цен на различные виды продукции. К примеру цены на ГСМ и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по экономике, а закупочные цены в сельском хозяйстве – более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей ГСМ и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольном перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен.
  2. Включение и (или) не включение в цену налогов (НДС – пониженная ставка для социально значимых товаров, акциз – на отдельные товары – ювелирные изделия, табачные, виноводочные).
  3. Установление различных цен для разных потребителей на одну и ту же продукцию (в энергетике для промышленных потребителей и населения, подписка – физические и юридические лица, газ для бытовых нужд – городское и сельское население).

Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен доходность в отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение доходов через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.

Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные слои населения.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как взаимодополняющей, так и противоречивой.

Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.

Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Учетная функция вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации. Поэтому взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.

В заключение вопроса следует отметить, что, во-первых, цена экономическая категория, существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т.е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики; во-вторых, все функции взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.