Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Табличная






Таблица 4.1. Классификация зависимостей

1. Объективные –формируются не зависимо от воли людей 1. Субъективные –формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны
2. Моральные –связаны с соблюдением установленных в общественной формации (группе стран, стране, регионе) норм поведения человека, идеалов добра и зла 2. Аморальные –разрушающие действующие нормы и правила
3. Краткосрочные –действуют короткий промежуток времени 3. Долгосрочные –зависимости длительного срока действия

Закономерность – объективно существующие устойчивые связи между явлениями, их причинами и следствиями.

Закон – это понятие более сложное, чем зависимость и закономерность, но они базируются на зависимостях. Большинство авторов считает, что законы- это зависимости, которые:

1группа – зафиксированы в законодательных документах (например, Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ и др.);

2 группа – являются общепринятыми нормами для большой группы людей и организаций (например, религиозные каноны, законы функционирования различных международных организаций);

3 группа – разделяются большинством авторитетных ученых (экономические законы, законы математики, физики, законы организации и др.)

В теории организации законы играют решающую роль, так как:

* образуют теоретический фундамент;

* способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному;

* позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

* позволяют анализировать зарубежный опыт.

Под законом организации понимается устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Законы организации содержат в своем составе общее и особенное. Общая часть закона отражает механизм действия независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации, Особенное- это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организации как социальной системы.

Все законы организации делятся на две группы: основополагающие и законы организации второго уровня (порядка).

Вопрос 2. Содержание основополагающих законов организации.

К основополагающим законам организации относятся: закон синергии, закон самосохранения, закон развития.

Закон синергии – для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее суммарный потенциал будет всегда либо существенно больше, либо существенно меньше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов.

Упрощенно закон синергии можно представить в виде простейших формул:

ЭПО сум. > Кчел + Косн + К обор + К инф – положительная синергия;

ЭПО сум. < Кчел + Косн + К обор + К инф – отрицательная синергия;

где ЭПО сум - суммарный экономический потенциал организации;

К чел – человеческий капитал

К осн - основной капитал организации

Коб - оборотный капитал организации

К инф – информационный капитал организации

Вместе с тем необходимо понимать, что эффект синергии – это не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение, связи, отношения, то есть весь набор параметров, характеризующих сложную развивающуюся систему. С позиций теории организации его можно назвать законом кооперации. Кооперация – организация сил, процессов, агентов, ресурсов и прочего для совместного выполнения общей работы. Можно представить некоторые совместные синергетические эффекты:

· синергизм «масштаба» - крупное производство имеет более низкие издержки производства единицы продукции, чем несколько мелких, имеющих в сумме один и тот же объем продаж;

· синергизм продаж – продавцы объединяются и используют для продажи товаров одни и те же каналы распределения, склады, транспорт, персонал;

· оперативный синергизм – позволяет более эффективно использовать основные фонды и персонал: совместное обучение, крупные закупки оборудования и транспортировка из-за рубежа и т.д.;

· инвестиционный синергизм – проявляется при совместном использовании кредитов, НИР, производственных площадей, технологий;

· синергизм менеджмента – любое улучшение в руководстве дает значительный эффект, он увеличивается, если руководство фирмы уже сталкивалось с аналогичными проблемами и имеет опыт их решения;

· синергизм труда – комбинирование труда как объединение разнородных усилий (работа на конвейере, в комплексных бригадах и др.)


Таблица 4.2. Основные факторы и показатели созидательного синергетического эффекта

Личностные и групповые Для организации в целом
1. Освоение смежных профессий 1.Быстрая и адекватная реакция на изменения во внешней среде
2. Повышение квалификации персонала 2. Совершенствование структуры организации
3.Отсутствие конфликтов в коллективе 3. Освоение новых рынков сбыта
4. Внесение предложений по совершен-ю организации производства и труда 4. Создание положительного имиджа предприятия
5. Высокая дисциплина труда 5. Инновационная деятельность
6. Рациональная мотивация персонала 6. Использование прибыли в целях расширения собственного бизнеса
7. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе 7. Использование современных технологий производства и управления

Влияют на показатели: Влияют на показатели:

1.снижение трудоемкости; 1. выручка;

2.повышение производит-ти труда 2. себестоимость; 3. прибыль;

3. рост средней заработной платы. 4. рентабельность; 5. качество продукта.

Закон самосохранения – любая организация стремится сохранить себя, используя при этом весь свой потенциал. В аналитическом виде этот закон можно представить формулой:

R > W1 + W2

Где R – потенциал организации, способствующий ее сохранению, или энергия удержания (У);

W1 – ресурс внутреннего разрушительного воздействия;

W 2 - ресурс внешнего разрушительного воздействия;

Сумма ресурсов разрушения (внутреннего и внешнего) составляет энергию ликвидации (Л)

Тогда можно формулу преобразовать: У > Л и изменить формулировку закона самосохранения. В любой организации энергия удержания должна быть выше энергии ликвидации.

Таблица 4.3. Факторы самосохранения организации

Ресурсы сохранения (удержания)организации Факторы разрушения организации
внутренние внешние
1.Рациональные масштабы организации 1. Нерациональная структура производства(деятельности) 1. Высокий профессионализм конкурентов
2.Прочная, адаптивная струк-тура организации и управл-я 2. Неэффективная структура управления 2. Трудности материально-технического обеспечения
3. Высокий профессионализм персонала 3. Высокая текучесть кадров 3. Высокие налоги
4.Стабильность коллектива 4. Отсутствие профессиональной подготовки и переподготовки персонала 4. Низкое развитие экономики страны или региона
5. Рациональный стиль управления 5. Плохой социально-психол-й климат в коллективе 5. Высокий уровень инфляции
6. Наличие финансовых средств 6. Низкая организационная культура 6. Отсутствие на рынке труда квалифицированных кадров
7. Хорошая МТБ 7. Отсутствие необходимых финансовых средств 7. Слабое научно-техническое развитие страны
8. Современные информационные технологии 8. Низкая МТБ предприятия 8. Нестабильная политическая обстановка
9. Прогрессивная технология изготовления продукта    
10. Рациональные формы обслуживания клиентов    

Закон развития – любая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла организации.

Основной целью организации должно быть эффективное и быстрое развитие. Эта задача может решаться при формировании и реализации стратегии предприятия. По существу стратегия- это общий план ведения конкурентной борьбы. Выделяются три основных типа базовых стратегий развития:

1. ограниченный рост (ОР) – ее использует большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией;

2. рост (Р) – наиболее часто используется в динамически развивающихся областях с быстро меняющейся технологией или неосвоенным сектором рынка;

3. сокращение (С)- эта стратегия выбирается руководителями, когда наблюдается устойчивая тенденция к снижению показателей работы организации; для нее характерно установление целей ниже уровня результатов, достигнутых в прошлом.

В реальной практике используются комбинированные стратегии, такие как стратегия минимизации издержек, стратегия минимизации рисков, стратегия накопления ресурсов, стратегия расширения рынка и др.

Вопрос 3. Законы организации второго порядка.

Закон информированности- упорядоченности – чем большей информацией о внутренней и внешней среде располагает организация, тем лучшие условия она имеет для успешного функционирования.

В теории организации по отношению к информации есть два понятия: данные и управленческая информация. Данные – результат мыслительной деятельности. Управленческая информация – часть данных, которая несет в себе новизну и полезность для принятия управленческого решения. Управленческая информация имеет определенные характеристики (табл. 4.4.).

Таблица 4.4.Характеристики управленческой информации

Характеристика информации Содержание характеристики Уровни
1. Объем информации Количество информации 1.Максимальный 2.Минимальный 3.Субминимальный (примеры)
2. Насыщенность информации Соотношение между полезной и фоновой информацией 1. Высокий (80-100% полезной информации) 2.Нормативный (50-80% полезной информации) 3. Низкий (менее 50% полезной информации)
3. Открытость информации Характеризует степень широты пользователей данной информацией 1.Открытая 2.Конфиденциальная 3.Закрытая
4. Ценность информации Характеризует информацию как товар 1. Нулевой 2. Средний 3. Высокий 4. Сверхвысокий
5. Достоверность Процент реальных сведений к общему объему информации 1. Абсолютный (100% информации достоверно) 2.Доверительный (более 80%) 3.Негативный (менее 80%) (примеры)

Рассмотренные характеристики информации влияют друг на друга; корректировка одной из них влияет и на другие. В зависимости от параметров среды обработки информации различают следующие тенденции изменения характеристик информации:

1. повышение уровня профессиональной подготовки руководителя допускает: а) снижение достоверности и объема информации; б) увеличение насыщенности и ценности информации;

2. увеличение сложности процесса управления требует: а) увеличения достоверности и объема информации; б) увеличения насыщенности и ценности информации;

3. увеличение времени на разработку управленческого решения допускает: а) снижение объема и достоверности информации; б) снижение насыщенности и ценности;

4. увеличение уровня использования технических средств и информационных технологий допускает: а) снижение достоверности и объема информации; б) повышение насыщенности и ценности.

В конечном счете информация, используемая руководителем, должна иметь средний и высокий уровень ценности, средний уровень насыщенности, абсолютный уровень достоверности, субминимальный объем, быть открытой.

Закон единства анализа и синтеза – любая организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций.

Анализ (разделение) организации как системы может иметь три варианта:

1. выделенные части независимы друг от друга и сохраняют при этом все свои свойства;

2. выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют основные свойства;

3. выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют ряд неосновных свойств;

Синтез – как процесс проводится, как правило, в два этапа:

1. моделирование нового целого (либо мысленное; либо документальное; либо с помощью компьютерных прикладных программ);

2. натурная реализация.

Закон гармонии (композиции и пропорциональности) – любая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности, или заданном подчинении (пропорциональности). Реализация данного закона осуществляется на основе соблюдения принципов полноты, координации, планирования

Общие выводы по законам:

1. все законы организации объективны;

2. они могут друг друга дополнять, развивать, противоречить;

3. руководитель должен знать законы организации и принципы их действия;

4. на основании миссии и целей организации руководитель должен выбрать главенствующий закон;

5. действие других законов следует подчинить главенствующему закону.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.