Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственные требования к шрифтам






Важнейшим требованием к шрифту, как к элементу оформления книги, является его удобочитаемость, художественные достоинства, технологичность (способность давать неискаженный оттиск при печатании тиража книги), экономичность (емкость шрифта).

Удобочитаемость шрифта зависит от ряда условий. На нее влияют особенности набора, отпечатка (длина строки, ширина междустрочных пробелов, четкость отпечатка, цвет краски и бумаги) и условия чтения (например, степень освещенности). Но при одинаковых условиях чтения и одинаковом характере набора и качестве отпечатков удобочитаемость шрифта зависит от его размера и рисунка.

Что касается кегля шрифта, то, как показали многочисленные наблюдения и эксперименты, для взрослого читателя, обладающего навыками быстрого чтения, при длине строки до 5, 5–6 кв. (100–108 мм) и нормальных условиях чтения достаточно удобочитаем шрифт с высотой очка примерно 3, 7–3, 8 мм или 10пунктов. Более сложен вопрос о том, как определяет удобочитаемость шрифта его рисунок. Было выяснено, что простота и ясность рисунка, отсутствие сложных форм и деталей повышают удобочитаемость шрифта. Сложность, а тем более вычурность рисунка, наоборот, делают шрифт менее удобочитаемым. Поэтому в основу построения букв русского и латинского алфавитов положены простые геометрические формы – круг, квадрат, треугольник.

Большое значение для удобочитаемости шрифта имеет толщина основных штрихов и очка. По данным некоторых исследователей, оптимальная толщина основных штрихов для строчных букв кеглем 10пунктов равна 0, 3–0, 35 мм, оптимальная ширина очка (считая по строчной букве «н») должна составлять примерно 0, 8 его высоты. При значительном уменьшении ширины очка удобочитаемость шрифта сильно понижается – внутрибуквенные просветы становятся слишком узкими, и контур букв теряет свою отчетливость.

Художественная ценность шрифтов

Говоря о художественных требованиях к шрифту и о его художественных достоинствах, мы тем самым признаем шрифт явлением графического искусства. Наиболее значительные в художественном отношении шрифты были созданы в эпохи расцвета этого вида искусства и стилистически связаны с графическим искусством своего времени. Те из шрифтов, которые отвечали и практическим требованиям, прежде всего отличались удобочитаемостью и соответствовали изменяющимся условиям печатания, продолжали жить и в последующие эпохи или оказывали сильное влияние на дальнейшее развитие шрифтовых форм.

Но не все художественные направления (стили) в одинаковой мере влияли на становление новых форм шрифта. Особенно плодотворное влияние на развитие шрифта оказали те стили, для которых характерны конструктивная простота и ясность форм, а не их декоративное усложнение или тем более вычурность. Наиболее устойчивыми и вместе с тем способными развиваться оказались шрифтовые формы, созданные в эпоху Возрождения и связанные с ее художественными идеями. Лучшие из шрифтов того времени и некоторые более поздние их модификации до сих пор продолжают привлекать внимание художников и служат им образцом. Конструктивная простота форм, которая присуща шрифтам, выдержавшим самое трудное испытание – испытание временем, – это простота особого рода, не чисто геометрическая, а художественная. Любой шрифт, который удовлетворяет эстетическим требованиям, построен не только с помощью циркуля и линейки, но и с глубоким пониманием и учетом особенностей зрительного восприятия, например оптических иллюзий.

Так, круглые буквы и буквы с остроугольными вершинами (например, «О», «А») кажутся ниже, чем прямоугольные («Н», «П») такой же высоты; средняя линия в букве «Н», расположенная точно посередине высоты, кажется смещенной вниз, поэтому ее делают чуть выше («оптическая середина»).В шрифтах, лишенных контрастности, при одинаковой толщине всех штрихов горизонтальные кажутся толще вертикальных. Чтобы преодолеть влияние оптических иллюзий, круглые и остроугольные буквы делают чуть выше остальных, среднюю линию располагают немного выше середины высоты, в лишенных контрастности шрифтах толщину горизонтальных штрихов слегка уменьшают.

Необходимое условие художественной ценности шрифта – его графическое единство. Лишенный этого качества шрифт производит впечатление неупорядоченного, форма его букв воспринимается как случайная. Графическое единство шрифта выражается:

1. в одинаковой толщине однородных штрихов (основных, соединительных);

2. в одинаковой (оптически) высоте однородных букв;

3. в одинаковом характере наплывов;

4. в одинаковой форме каждой группы концевых элементов;

5. в обоснованной соразмерности различных букв алфавита по ширине.

Технологичность шрифта

Технологичность шрифта – его способность устойчиво давать возможно более точные отпечатки. Экспериментально установлено, что при печатании наиболее точно воспроизводятся шрифты с умеренной контрастностью или вовсе лишенные контрастности, с короткими засечками, с достаточно широкими внутрибуквенными просветами. Наоборот, шрифты с резкой контрастностью, длинными, почти сливающимися засечками и узкими внутрибуквенными просветами искажаются сильнее.

Экономичность шрифта

Экономичность типографского шрифта определяется тем, какое количество печатных знаков умещается на единице площади. Применение экономичных шрифтов не только существенно уменьшает расход бумаги, но и приводит к уменьшению объема, а следовательно, и стоимости, многих типографских работ, необходимых для выпуска данного издания. Но экономичность шрифта нужна и полезна только при условии, что она достигается не за счет удобочитаемости.

Экономичность шрифта может быть достигнута путем уменьшения либо его ширины, либо кегля, но узкие шрифты очень сильно уступают по удобочитаемости шрифтам нормальной ширины. Поэтому применение их в качестве текстовых не оправдано. Правильный путь достижения экономии – это создание и использование шрифтов такого рисунка, которые даже при уменьшении кегля имеют достаточно широкое и четкое очко и хорошо читаются.

Решение задач на экономичность шрифта

Дано: Решение:
Формат – 84х108/16 II вариант оформления Количество авторских листов – 15, 5 Кегль 10 пунктов Гарнитура Times 1. Для того, чтобы найти формат полосы набора, воспользуемся справочником Гиленсона, стр 16–35. Формат полосы набора = 9, 25х12, 25 кв. 2. Найти количество строк, поделив высоту на кегль (перевести все в пункты!). (12, 25 х 48)/10 ≈ 59 строк. 3. Найти количество знаков в строке с помощью таблицы шрифтов. Или посчитать, набрав текст нужным кеглем, и поделить произведение длины строки и количества букв в ней на количество знаков. ey = 1, 69 мм. 4. Найти количество знаков, поделив ширину полосы на один знак (перевести в мм.). (9, 25 х 18)/1, 69 ≈ 98, 5 ≈ 98 (всегда в меньшую сторону) знаков в строке. 5. Количество строк умножить на количество знаков. 59 х 98 = 5782 зн. – одна полоса издания. 6. Найти количество страниц в издании, поделив АЛ (в знаках) на количество знаков в полосе. (15, 5 х 40 000)/5782 ≈ 107, 23 ≈ 108 (всегда в большую) страниц; + 2 страницы титульного листа; + 2 страницы авантитула и фронтисписа; + 1 страница содержания. 7. Итого: 113 страниц. 8. Найти количество печатных листов, поделив количество страниц на долю листа. 113/16 = 7, 06 п.л. = 7, 25 п.л. (добавляется 0, 19 п.л. = 3 стр.). 9. Бумажный лист = 2 печатных листа. 7, 25/2 = 3, 625 б.л.
Найти количество бумаги на одно издание Ответ: 3, 625 бумажных листа на одно издание





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.