Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание детского коллектива и личности в коллективе.






Еще один довольно щепетильный вопрос: личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, не похожего на других людей человека. Коллектив, дескать, унифицирует личностей своим влиянием, предъявляя к ним единые требования.

Признаки коллектива, по А.С. Макаренко:

· единые общественно значимые цели;

· совместная деятельность по достижению целей;

· организация органов самоуправления;

· равенство членов в правах и обязанностях перед коллективом, взаимное уважение интересов и потребностей;

· отношения взаимной ответственности между членами коллектива;

· связь общностью целей с другими коллективами.

Значение А.С. Макаренко в том, что его концепция обеспечивает и сегодня (после неизбежных и обязательных поправок на изменившееся время) надежные подходы к решению проблемы общечеловеческого значения, а именно: люди, по необходимости объединившиеся в общности, будут мучиться и ошибаться, всякий раз стараясь найти некое равновесие между претензиями «отдельного» и условиями выживания «родового».

«Мы рассматриваем школьный коллектив, – писал В.А. Сухомлинский, – как высшую, наисложнейшую форму коллективистских отношений. Школьный коллектив – это школа гражданства..., образно говоря, это гнездо, из которого птенец отправляется в самостоятельный полет» [4].

Законы жизни детского коллектива:

1. Деятельность – форма существования коллектива; остановка в деятельности – смерть коллектива.

2. Систематическое усложнение деятельности, задач и содержания деятельности коллектива.

3. Зависимость воспитательной ценности опыта коллективной деятельности от того, как воспринимает ученик, участвуя в деятельности, свою позицию.

4. Наибольшая ценность не отдельных, специально организованных дел, а повседневного участия школьников в общественно-трудовой жизни народа.

Подобные положения высказывал еще П.Ф. Каптерев: «Главнейшая воспитательная сила школы заключается не в школьном здании, не в директоре и даже не в учителях..., а в самих детях, их взаимных отношениях, в их взаимном влиянии. Дитя должно глубоко проникнуться убеждением, что без твердого порядка и закона невозможно жить; разумная твердая законность общественного происхождения, оберегающая с равной заботливостью права каждого и не дающая никому таких преимуществ, которые нарушили бы права других, должна с самого начала составлять духовную атмосферу дитяти» [5].

Рассмотрим динамику развития коллектива (стадии развития).

П.П. Блонский указывал: «Необходимо всеми силами стараться воспитать в детях именно сознание коллективной ответственности вместо господствующих в современной школе индивидуализма, недоброжелательности и жажды выделиться» [6].

Коллектив в своем развитии проходит несколько стадий.

I стадия – адаптации. Выделяются общественно значимые цели для учащихся. Отношения в коллективе – эмоционально-личностные. Управленческую и организаторскую функции выполняет учитель (классный руководитель).

II стадия – дифференцирования. Переход к самоуправлению. Усложнение практической деятельности учащихся. Отношения – эмоционально-избирательные и взаимной зависимости (деловые, управления). Функции управления осуществляет актив класса: поддержка основных правил и традиций. Сплочение коллектива на выполнение задач. Педагогические задачи воспитателей: воспитание актива, формирование общественного мнения и создание перспективных линий.

III стадия – синтетическая. Идет идейно-нравственное развитие личности, становление гуманистических отношений между всеми членами коллектива. Не только актив, но и весь коллектив класса предъявляет требования к каждому ученику. Общий опыт и единое мнение, интерес к общим делам коллектива. Функции воспитателей – гностически-корректирующие: обеспечение каждому ученику возможности применения своих склонностей, способностей, участия в общественной жизни.

IV стадия – высшая. Характеризуется становлением гражданства у каждого члена коллектива, формированием нравственного идеала в коллективе. Высокое чувство ответственности: каждый ученик сам предъявляет к себе требования по личной потребности, саморегулирование. Процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Главные задачи воспитателей: корректирование исполнения принятой каждым учеником программы самовоспитания и самообразования, формирование позитивной Я-концепции.

Задачи общества по воспитанию личности в состоянии выполнить не любое случайное объединение детей. Лишь сформированный развитый детский коллектив (высшая форма его) решит поставленные обществом задачи и в то же время создаст возможности для реализации потребности детей в общении.

Для развитого коллектива типична развернутая система общения ребенка, его особое отношение к другому человеку как к цели, а не средству деятельности.

Воспитательные возможности детского коллектива определяются:

1) содержанием деятельности детей;

2) тем, насколько этот коллектив как целое является субъектом деятельности;

3) системой всех отношений, которые организуются в процессе деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.