Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы и процессы памяти






Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения и готовность использовать сохраненную информацию. Одной из самых важных характеристик памяти есть объем памяти, так как она характеризует возможность запоминания и сохранения информации. А в качестве показателя объема памяти используют количество запомненных единиц информации. Также очень важен такой параметр как быстрота воспроизведения, благодаря которому имеется способность использовать в практической деятельности информацию, которая уже имеется у человека. Быстрота воспроизведения также достаточно индивидуальна, потому как если человек, например, столкнулся с какой-либо определенной задачей, он обращается к информации, которая хранится в его памяти. И здесь некоторые могут столкнуться с серьезными затруднениями, для них будет достаточно трудно воспроизвести информацию, которая им необходима для решения, в то время как другие с легкостью используют уже заложенную в них информацию. И еще одним из немаловажных характеристик памяти является точность воспроизведения. Очень важна способность сохранять информацию, но также важно и точно воспроизводить ее. В процессе сохранения часть информации может утрачиваться, а какая-то часть искажаться, и когда человек воспроизводит информацию, то вполне могут допускаться ошибки. Длительность. Длительность - это способность человека определенное время удерживать необходимую информацию. Достаточно часто каждый из нас сталкивался с тем, что мы способны запомнить необходимую информацию, но не можем хранить ее необходимое нам время.

Как говорилось выше основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение. Начнем последовательно разбирать каждый из этих процессов.

Запоминание – это процесс, который направлен на сохранение в памяти полученной информации. Выделяются два вида запоминания: преднамеренное (или произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Непроизвольное запоминание – это когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, т.е. без поставленной цели и усилий со стороны человека. Это простое запечатление, а затем и воспроизведение того, что воздействовало на нас и сохранения так сказать «следа» в коре головного мозга. Например, после посещение концерта мы многое можем вспомнить из того что там увидели, хотя таковую цель не ставили.

А произвольное запоминание, когда человек ставит перед собой определенную цель запомнить необходимую информацию и при этом использует специальные приемы запоминания. Например, заучивание стиха. Многократное повторение какой-либо информации дает возможность прочно и надолго запомнить человеку необходимый ему материал. Но главным фактором запоминания является цель, не только воспринять и понять материал, но и действительно запомнить его. Хотя в своих опытах известный психолог П.И. Зинченко доказывает, что иногда непроизвольное запоминание может оказаться эффективней произвольного. Также доказано, что запоминание, которое включено в какую-либо деятельность, оказывается наиболее эффективным, так как оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Еще принято выделять механическое и осмысленное запоминание. Механическое запоминание – это запоминание, основанное на многократном повторении материала без его осмысленности, без осознания логической связи. А осмысленное запоминание - это логическое осмысление материала, когда два положения запоминаются не потому что следуют друг за другом, а потому что одно положение является логическим выводом из другого. Осмысление материала достигается разными способами, одним из главных считается выделение в материале главных мыслей, сгруппированных в виде плана. Следующий метод – выделение смысловых опорных пунктов, смысл которого состоит в том, что каждую смысловую часть, мы заменяем каким-то словом или понятием, отражающим главную идею запоминания. А затем, объединяя заученное, мысленно составляем план. Осмыслению материала также помогает его конкретизация, решение задач в соответствии с правилами и проведение наблюдений.

Повторение. Метод повторения – это одно из важных условий овладения навыками, умениями и знаниями, повторение способствует высокой прочности сохранения необходимого материала. Так как заучивание протекает неравномерно, скачками и носит временный характер, безусловно, необходимо пользоваться методом повторения. При чем повторения неоднократного, потому как несколько повторений подряд не всегда дают существенный прирост в припоминании, но затем, при следующих повторениях, уже происходит резкое увеличение объема запомненного материала.

Сохранение – это процесс активной переработки, систематизации материала и овладения им. Информация, которая нами воспринята сохраняется определенное время. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При статическом сохранении материал подвергается определенной обработке и реконструкции (под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от органов чувств), в то время как динамическое сохранение изменяется мало.

Воспроизведение - это процесс воссоздания образа какого-либо предмета, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение как и запоминание может быть преднамеренным или произвольным (способность воспроизводить сознательно поставленную цель, например, вспомнить выученное стихотворение) и непреднамеренным (воспроизведение может произойти неожиданно для нас самих. Например, проходя мимо предыдущей работы, неожиданно может воспроизвестись образ руководителя).

Узнавание. Это процесс прежде воспринятого. Но в отличие от воспроизведения, узнавание происходит при повторной встрече с объектом, представление о котором уже сформировалось на основе личных переживаний. Например, мы можем узнать здание, ранее не виденное, но описанное нам кем-то с определенными признаками, которые отразились в наших представлениях. Узнавания отличаются друг от друга степенью определенности и в связи с этим узнавание может быть полным или неопределенным.

Забывание – это невозможность восстановить информацию воспринятую ранее. Проявится может в двух формах: невозможность узнать или припомнить и неверное припоминание или узнавание. Существует три уровня памяти: 1. воспроизводящая память (человек выучил стихотворение и через некоторое время сможет безошибочно его воспроизвести).

2. Опознающая память (человек не может воспроизвести заученное, но с легкостью его опознает в книге или на слух). 3. Облегчающая память (когда человек не может самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему необходимо меньше времени, чем в первый раз).

Следует отметить, что забывание происходит неравномерно, самая большая потеря информации происходит сразу же после его воспроизведения, а далее забывание идет медленнее.

В проявлениях забывания существует такое явление как реминисценция (смутное воспоминание), это как бы отсроченное воспроизведение ранее воспринятого. Например, когда вспомнить не удается сразу после того как информация получена, но спустя некоторое время всплывают факты, которые отсутствовали при первой попытке воспроизведении материала. Чаще это явление встречается у детей. Считается, что это связано с тем, что дети не всегда сразу при восприятии могут осмыслить материал, так как им требуется некоторый промежуток времени для его осмысления, только тогда воспроизведение материала будет полным.

Существуют также такие формы забывания как: ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Все знают, что воспринятая информация со временем утрачивает яркость и отчетливость, становится бледной и неясной, как бы теряет свои контуры и очертания. И может произойти такое, что мы можем вспомнить совсем не то, что было в действительности или ошибочное воспроизведение последовательности событий. Например, достаточно очевидным фактором забывания есть время. А в процессе забывания ослабевают случайные связи во времени. И вместо них на первый план выходят такие вещи как: логические связи, сходство вещей, которые не всегда могут совпадать со связями во времени. Также забывание происходит быстрее, если материал не достаточно был понят человеком, был ему не интересен, или же не имеет отношения к его профессии.

Также забыванию способствуют такие факторы как возраст, умственное или физическое утомление, действие посторонних раздражителей, которые мешают сосредоточиться на нужном материале. И, безусловно, забывание зависит от объема материала, чем больше материал или труднее он для восприятия, тем быстрее приходит забывание. Еще одним фактором является ретроактивное торможение - это отрицательное влияние деятельности, которая следует за заучиванием. Например, трудная деятельность затормозила более легкую или если деятельность следует без перерыва.

Для уменьшения забывания существуют некоторые приемы.

1. Необходимо своевременное повторение воспринятого материала (первое повторение необходимо через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается 50% механически заученной информации). Также необходимо повторять необходимый материал в первые дни после заучивания, так как в эти дни максимальны потери от забывания. И важно помнить что 30 повторений в течении месяца эффективней чем 100 повторений за день.

2. Понимание и осмысление информации. Как говорилось выше, механически выученная информация забывается быстро и почти полностью, поэтому действительно важно понимать необходимый материал.

Следует сказать и том, что существуют типы памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. Любой человек запоминает и движения, и образы, и чувства, и мысли. Тип памяти говорит о том, как человек запоминает материал – зрительно (те люди, которым необходимо зрительное восприятие), на слух (люди, которым нужны слуховые образы) или пользуясь движением (люди, которые нуждаются в движениях, особенно речевых). Как правило, большинство людей обладает смешанными типами (слухо-моторным, зрительно-двигательным, зрительно-слуховой). Поэтому целесообразно, чтобы человек запоминал необходимую ему информацию разными способами: путем чтения, прослушивания, просматривая изображения, наблюдая и т.д.

27 Речь, ее функции, механизмы и возрастные особенности

 

28 Строение, функции и онтогенез анализаторов

 

· Каждый анализатор состоит из трёх анатомически и функционально связанных отделов: переферического, проводникового и центрального

· Повреждение одной из частей анализатора ведёт к невозможности различать раздражители

I. Переферический отдел – рецептор (орган чувств)

· Функция – восприятие адекватного раздражения (т. е. преобразования энергии раздражителя в энергию нервных электрических импульсов, в частоте и амплитуде которых «зашифровываютс» характеристики раздражителя) и первичный анализ информации

· В качестве рецептора могут выступать как свободные окончания чувствительного нейрона (дендрит), так и специализированные рецепторные клетки (например, палочки и колбочки сетчатки глаза)

v У зрительного и слухового анализаторов имеется вспомогательный аппарат, т. н. дорецептивное звено, обеспечивающее эффетивную передачу внешнего раздражителя на рецептор

v Органы чувств являются переферическими, рецепторными отделами анализаторов

29 Строение и функции вестибулярной сенсорной системы. Развитие и возрастные особенности вестибулярной сенсорной системы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.