Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Психология педагогической деятельности






 

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Педагогическая деятельность, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включается мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания. В качестве носителей знаний выступают тексты учебников или их представления, воссоздаваемые учеником при организованном учителем наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике) за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности. Вспомогательными являются технические, компьютерные, графические и т.п. средства. Способами передачи социокультурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ, совместная работа, тренинги. Продуктом – выступает формируемый индивидуальный опыт ученика. Результатом – личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование его как субъекта учебной деятельности.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. О внутренней мотивации профессиональной деятельности можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе, если педагог ориентирован на процесс и результат свой деятельности.

В основе внешней мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, вне положенных самой деятельности. Внешние мотивы могут быть внешними положительными и внешними отрицательными.

Наилучшим является тот вариант, когда внутренняя мотивация преобладает над внешней положительной и внешней отрицательной. Наихудший – внутренняя отрицательная преобладает над внешней положительной и внутренней мотивацией.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее. Так, Н.В. Кузьмина различает пять уровней продуктивности:

1. Репродуктивный; учитель может рассказать другим то, что знает сам.

2. Адаптивный; учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории.

3. Локально-моделирующий; учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса

4. Системно моделирующий знания; педагог владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений, навыков учащихся по своему предмету в целом.

5. Системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Функции педагогической деятельности разделяются на две группы. Первая группа - целеполагающая включает ориентационную, развивающую, мобилизирующую и информационную. Вторая группа функций организационно-структурная – включает коммуникативную, конструктивную организаторскую, гностическую функции.

Психологически полная структура деятельности по А.К. Марковой включает три компонента:

-постановка учителем педагогических целей и задач, это мотивационно-ориентировочное звено. Учитель ориентируется в новой обстановке ставит перед собой цели, задачи, возникают мотивы готовности к деятельности;

- выбор и применение средств воздействия; это центральное исполнительское звено, где осуществляются действия по достижению целей деятельности;

- контроль и оценка учителем собственных педагогических воздействий.

Педагогическая деятельность характеризуется определенным стилем - устойчивой системой способов, приемов, проявляющихся в разных условиях ее осуществления.

Так, авторитарный стиль характеризуется тем, что учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, школьники обнаруживают низкую самооценку. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с таким стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру.

Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, поощряет самостоятельность суждений, учитывается успеваемость и личностные качества учеников. При таком стиле педагогической деятельности школьники испытывают состояние спокойной удовлетворенности, имеют, как правило, высокую самооценку. Учителя с этим стилем обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей работой.

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.