Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы классификации методов






СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Понятия «методология» и «метод»……………………………...3

 

2. Принципы классификации методов……………………………..5

 

3. Философские методы познания………………………………….6

 

4. Общенаучные методы эмпирического познания……………….9

4.1. Наблюдение…………………………………………………..9

4.2. Описание……………………………………………………..11

4.3. Измерение…………………………………………………….12

4.4. Эксперимент………………………………………………….15

 

5. Общенаучные методы теоретического познания……………....18

5.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного

к конкретному………………………………………………..19

5.2. Идеализация. Мысленный эксперимент…………………....20

5.3. Формализация. Язык науки………………………………...24

 

6. Общенаучные методы, применяемые и на эмпирическом,

и на теоретическом уровнях научного познания………………26

6.1. Аналогия……………………………………………………..26

6.2. Моделирование……………………………………………...27

6.3. Системный подход…………………………………………..29

6.4. Структурно-функциональный метод……………………….31

 

7. Общелогические методы познания……………………………..31

7.1. Анализ и синтез……………………………………………...32

7.2. Индукция и дедукция………………………………………..34

7.3. Метод абдукции……………………………………………...47

7.4. Статистические методы……………………………………..48

7.5. Логический и исторический методы……………………….53

 

Список литературы……………………………….………….……..55


1. ПОНЯТИЯ «МЕТОДОЛОГИЯ» И «МЕТОД»

В научной литературе существует несколько подходов относительно определения понятия «методология».

Во-первых, методология, начиная с Р. Декарта, долгое время рассматривалась лишь как учение о методах деятельности. Такое понимание методологии мы находим в трудах К. Маркса. Подобное толкование методологии огра-ничивало её предмет анализа методов и сформировало узкое понимание этого термина.

Во-вторых, традиционно сложилось представление, что методология связана только с научной деятельностью. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов деятельности наряду с искусством, религией, философией.

В-третьих, в гуманитарных и общественных науках в силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата в былые годы сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой степени абстракции.

В-четвёртых, некоторые авторы разделили методологию (имея в виду методологию науки) на два типа: 1) описательную – о структуре научного знания и закономерностях научного познания; 2) нормативную – прямо напра-вленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности. Очевидно, что речь идёт всего лишь о двух разных функциях методологии.

В-пятых, в ряде работ последнего десятилетия стали формироваться группы специалистов, называющих себя «методологами», которые в различных регионах страны начали проводить «организационно-деятельностные игры» с коллективами работников, направленные на осмысление инновационной деятельности, и под методологией стали понимать определённый тип стратегии или общий метод создания компьютерных программ. Другими словами, стало формироваться новое направление – методология практической деятельности.

В-шестых, в последнее время сформировалось понимание методологии как методологии науки. Данная трактовка сегодня практически принята всеми методологами.

Таким образом, понятие «методология» ( в дословном переводе «учение о методе») рассматривается в двух основных значениях:

1) система определенных способов и приёмов, применяемых в той или иной сфере деятельности (науке, политике, искусстве);

2) учение об этой системе, общая теория метода. Как учение о методах и общая теория метода методология является областью философии, которая выполняет методологические функции по отношению к науке.

Принято различать общую и частные методологии. Первая является областью философии, вторая – областью отдельных частных наук. В первой анализируются методы, общие для всех наук, во второй – для отдельных наук и групп наук. Таким образом, методология является многоуровневой и в соответствии с её уровнями можно выделить отдельные группы методов: философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Считается, что каждый уровень методологии обладает относительной автономией и не дедуцируется из других. Однако наиболее общий уровень методологии, т.е. философский, выступает в качестве базового для всех остальных.

Наличие многоуровневой методологии связано с тем обстоятельством, что учёный, особенно в настоящее время, как правило, сталкивается с исключительно сложными познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому с очевидностью просматривается тенденция усиления методологических поисков в самой науке и отдельных её областях.

Деятельность людей в любой её форме (научной, практической и пр.) определяется не только тем, кто действует (субъект) и на что она направлена (объект), но и тем, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблема метода. Метод (от греческого слова «методос» – путь к чему-либо) есть совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач. Другими словами, метод – это способ подхода к действительности.

Ф. Бэкон, английский философ, основатель философии Нового времени и экспериментирующего естествознания, сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А Р. Декарт, французский философ, математик, естествоиспытатель, определял метод следующим обра-зом: «Под методом, – писал он, – я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых.... способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно». (Декарт Р. Избр. произв. - М., 1950. - С. 89).

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ

Классификация методов чаще всего осуществляется по следующим ведущим критериям:

1) по степени общности и широте применения;

2) в зависимости от специфики изучаемого объекта;

3) по способу отношения субъекта к объекту познания.

В первом случае мы все методы делим на всеобщие, общие и частные. Причем всеобщими методами являются философские методы диалектики и метафизики. К общим методам относятся общелогические и общенаучные методы.

Общенаучные методы - это приемы познавательной деятельности, используемые во всех областях науки. Но при этом в отдельных науках они могут иметь специфику своего проявления, например, эксперимент в естествознании и в социальном познании будет иметь отличительные особенности, но тем не менее в принципе применим ко всем областям науки.

Общелогические методы - это особые приемы мыслительной деятельности, которые распространяются на любой познавательный процесс, включая обыденное познание, научное познание и даже вненаучную познавательную деятельность. Среди них можно назвать анализ и синтез, индукцию и дедукцию. Эти приемы мышления вырастали из самой повседневной практической деятельности человека, но затем осмысливались философией, начиная со времен античности, и в настоящее время составляют фундамент мыслительных операций в познавательной деятельности человека на любом ее уровне.

Частные методы это методы отдельных наук, которые выработаны специально для той или иной отрасли науки.

Во втором случае методы подразделяются по областям науки –естественнонаучные, математические, технические, медицинские, социальные, гуманитарные.

В третьем случае выделяются методы эмпирического и методы теоретического уровней познания.

Выделенные по разным основаниям в классификации методы научного познания пересекаются. Поэтому, разбирая отдельные методы, мы возьмём за основу третью классификацию и на её базе будем исследовать методы в соот-ветствии с первой классификацией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.