Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к определению инноваций






 

Определение «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в ХIХ веке и означало тогда введение некоторых элементов одной системы в другую. Закономерности технологических нововведений стали изучаться только в начале ХХ века. Со временем толкование и основные подходы к трактовке этого понятия претерпели значительные изменения.

В буквальном смысле инновация (от лат. innovation) –введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения.

Наиболее часто термин «инновация» связывают с наукой и техникой. П. Уайт различает понятия «изобретение» (конечный результат исследований) и «нововведение» (оно следует за изобретением и завершает успешные разработки). Изобретение подразумевает появление на свет чего-то нового, нововведение – внедрение изобретения в практику.

Большой толковый словарь бизнеса «Collins» совмещает термины «инновация» и «изобретение» и отсылает к «научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам», где термин «инновация» трактуется как доведение изобретений до рынка, при этом под «изобретением» понимается факт открытия новых методов и техники производства новых продуктов.

Й. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов и под «инновациями» понимал использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения коммерческих задач, считая инновации источником развития экономических систем, трактуя их как изменения, а главной функцией инновационной деятельности – функцию изменений. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений:

– использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

– внедрение продукции с новыми свойствами;

– использование нового сырья;

– изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

– появление новых рынков сбыта.

Й. Шумпетер одним из первых разработал и обосновал стройную концепцию инновационного развития в виде взаимовлияний системных, структурных и циклических факторов, различающихся по продолжительности (короткие, средние, длинные), и предположил, что инновации влияют на каждый из них. Таким образом, он пытался согласовать циклические колебания с инновационной деятельностью как связующим звеном. «Теория развития» Шумпетера рассматривает как изменения траекторий кругооборота, так и переход экономической системы от одного «центра равновесия» к другому с постоянной адаптацией экономики к данным центрам. Противоречивость и неравномерность экономического развития, согласно его теории, связана с появлением радикальных нововведений, принципиальных новшеств с сопутствующим кластером имитационных нововведений, неравномерностью вновь возникающих структур и изменением состава ведущих отраслей экономики. Основные положения инновационной теории Шумпетера:

– двигателем прогресса в форме циклического движения выступает не любое инвестирование в производство, а лишь инновации, то есть внедрение принципиально новых видов оборудования, форм производства и обмена;

– инновации проходят определённый жизненный цикл как «процесс созидательного разрушения»;

– научно-техническое развитие носит дискретный характер, что проявляется в появлении отдельных групп (кластеров) нововведений в той или иной фазе длинной волны.

Б. Твисс определяет нововведение как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация – это общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей, изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий, технологий, ориентирован на экономическую выгоду, прибыль, добавочный доход, охватывает весь спектр видов деятельности – от исследований и разработок до маркетинга.

В кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А. Макаренко инновация это:

– вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологий;

– новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса;

– выработка, соединение новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь.

По мнению Р.А. Фатхутдинова, инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. В работе Г.Я. Гольдштейна результатом взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления считается инновация.

А.А. Бовин под инновацией понимает не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, управлении фирмой, взаимоотношениях с потребителями и т. д., отмечая при этом, что инновации имеют две основные особенности:

– новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);

– новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.

Экономическая природа нововведения означает, что главной будет рыночная новизна, а научно-техническая имеет подчинённое значение.

Согласно международному стандарту, инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности.

Э.А. Уткин определил в работе «Управление фирмой» инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В общем виде инновация – это обновление основного капитала или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии как закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

Детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И. Пригожиным, который классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввёл в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия «инновация» и «новшество». Новшество, по мнению А.И.Пригожина, – это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы, так, для новшества – это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание, для инновации – это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация «реализуется в стабильных, постоянно функционирующихся элементах соответствующих объектов»).

Важно отличать инновацию (нововведение) от новшества и не смешивать эти два понятия. Под новшеством многие специалисты понимают новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. «Новшество» характеризует определённую новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение». Изобретение это новые приборы, механизмы, инструменты, приспособления, созданные человеком.Открытие представляет собой процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы, установление неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.

Новшествомявляется результат фундаментальных, поисковых, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. Новшества могут быть оформлены в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационную, производственную или другую структуру; ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарты, рекомендации, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Новация (лат. novation) – изменение, обновление), представляет собой какое-то новшество, которого не было ранее. Термины «новшество» и «новация» – синонимы.

При внедрении новшество превращается в форму инновации, т. е. завершается инновационная деятельность и достигается положительный результат, после которого можно продолжить диффузию инновации. В этом случае инновация представляет собой конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта.

В понятие «инновация» нужно включать разработку инновации, её создание, формирование, внедрение и диффузию, если рассматривать инновацию как процесс. При этом новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара, а инновация проявляет себя с этапа внедрения и использования новшеств. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением. Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.

Таким образом, существующие в настоящее время теоретические модели и концепции инноваций как формы экономической деятельности определяют, что безусловным двигателем прогресса в форме циклического движения выступает инновация, внедрённая в производство, причём появление различных типов инноваций связано с различными фазами социально-экономического и научно-технического развития общества, каждая базисная инновация приводит к созданию новой отрасли производства, а детальная классификация инноваций необходима для выявления максимального количества способов их реализации, тем самым создавая вариантность выбора решений, что является необходимым при решении задачи увеличения эффективности инновационной деятельности.

В некоторых исследованиях нововведение определено как первое использование изобретения или специфическая комбинация изобретений, получившаяся в результате частной комбинации таких факторов, как автор нового технического решения, заказчик, потребитель. Это нововведение может быть или промышленным продуктом, или неким процессом. Хотя в данном определении основное внимание уделяется результатам, получаемым в виде промышленного продукта, следует признать, что почти каждое нововведение, давшее в результате новый промышленный продукт, когда-нибудь становится частью еще какого-то процесса, выполняемого другим исполнителем. Большинство современных новых технических решений является суммой нескольких изобретений, а также есть результат из нескольких областей исследований.

После анализа и обобщения определений понятия «инновации» можно сделать следующие выводы:

– бесконечное число конкретных ситуаций по переходу объектов, систем, предприятий, общества в целом из одного состояния в другое, более совершенное и предполагающее нововведения, допускает возможность безграничного числа формулировок и определений. Приведённые выше определения отражают те проблемы, с которыми сталкивались авторы;

– переход в более совершенное состояние предполагает внедрение и реализацию новшеств – новых средств, способов, методов, продуктов, которые необходимо придумать, разработать, изобрести;

– инновация как реализованная совокупность новых знаний должна иметь практическое применение и давать эффект в соответствующих областях.

В зависимости от объекта и предмета исследования инновации рассматриваются:

как результат взаимодействия сфер НИОКР, маркетинга, производства и управления. Инновации ориентированы на конечный результат научно-технической деятельности (новая техника, технология, процессы, материалы, системы, новые продукты и т.д.) и должны рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает изменение объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта.

процесс, охватывающий виды деятельности, посредством которых научно-технические знания воплощаются в материальную действительность и начинают использоваться в масштабах, дающих значительный общественный эффект. Это определение включает: приобретение необходимых знаний и выдвижение технической идеи, воплощение идеи в устройство (или процесс), пригодное для практического использования, внедрение его, освоение и распространение до момента, когда влияние новшества становится значительным;

изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. Изменения – процесс перехода хозяйственной системы или её отдельных элементов от одного социально-экономического или технико-экономического состояния к другому. Таким образом, нововведения в технико-экономической системе связаны с изменением её состояния;

система – нововведение является следствием его целенаправленности, когда научные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционно-финансовые, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной главной цели – созданию новшества. Процесс может быть представлен как определённая последовательность состояний во времени – от рождения замысла о создании новшества до выявления потребности в новшестве или благоприятной возможности его осуществления. Путём выявления будущих потребностей можно предсказать появление наиболее желаемого, а, следовательно, и наиболее вероятного вида техники, технологии, технологических процессов, материалов и т. д.

Таким образом, инновации есть результат трансформации идей, исследований, разработок в новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности.

Появление инновации имеет две отправных точки: потребность рынка, то есть имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу) и изобретательство (интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленная на удовлетворение спроса, который, как правило, еще отсутствует на рынке, но может сформироваться с появлением этого нового продукта, т. е. фактически это создание нового сегмента рынка).

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. Фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможности снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствием чего является укрепление позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары (продукцию, услуги). Таким образом, выживаемости фирм в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.