Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Глава 1. Общетеоретическое понятие источников права

Глава 1. Общетеоретическое понятие источников права

1. 1 Понятие источников права……………………………………………

1. 2 Виды источников права……………………………………………….

 

Глава 2. Нормативные правовые акты Республики Казахстан как источники права ……………..........................................................................

2.1 Законы (законодательные акты)………………………………… …

2.2 Конституция Республики Казахстан – основной закон государства

2.3 Подзаконные нормативные акты

2.4 Указы Президента РК источник права……………………………… ….

2.5 Постановление судебных органов, судебная практика

 

Глава 3. Современные проблемы правового регулирования…………………....................................................................…

 

Заключение……………………………………………………………

 

Список использованной литературы…………… ………….

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………

 

 

Введение

Общая характеристика работы. Дипломная работа посвящена исследованию понятия и сущность источников права, и место норматвино-правовых актов Республики Казахстан в системе действующего права страны. Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объек­тивные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жиз­ни общества, экономические, политические и социальные по­требности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.

Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему фор­мы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием ис­точников права в формальном или юридическом смысле слова.

Актуальность дипломной работы. Как отмечается в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 года по 2020 год, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года, государством приняты меры, позволившие вывести нормотворческий процесс на новый качественный уровень. Вместе с тем, фундаментальные изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития страны не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия источников права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства.

На сегодняшний день в качестве приоритетных направлений развития правовой системы выделяются: перспективное планирование законопроектной деятельности; введение научной (правовой, антикоррупционной, криминологической и др.) экспертизы проектов нормативных правовых актов; полное финансовое обеспечение принимаемых законов [1].

Сегодня можно отметить, что Республика Казахстан вышла на новый этап развития государственности, преодолела основные трудности переходного периода, в том числе, и трудности, связанные с законодательным регулированием новых общественных отношений. Большой вклад в это внес Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.

Задачами дипломной работы являются:

1. Определить понятие и сущность источников права

2. Определить виды источников права

3. Выявить место обычаев, законов, подзаконных актов, актов государственных органов в системе источников права.

4. Определить, являются ли или постановление судебных органов, постановления конституционного совета РК, судебная практика, судебный прецедент источниками права Республики Казахстан, дать обоснование этому.

Целью дипломной работы являются – Раскрыть тему дипломной работы, дать юридическую характеристику источникам права.

Предмет исследования – источники права.

Объект исследования - законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты органов исполнительной, законодательной и судебной власти, комплексные нормативные акты, нормы международного права, международные договоры, постановления верховного суда, постановления конституционного совета РК, судебная практика, современные проблемы источников правового регулирования.

Уровень исследовательности – при написании работы использованы различные литературные источники, в том числе конституция, законы и подзаконные акты, научно-практическая литература, решения судебных органов Республики Казахстан, статьи юристов в печатных изданиях, теоретические и практические знания.

Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический, исторический, дедуктивный.

Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

Глава 1. Общетеоретичское понятие источников права

1.1 Понятие источников права.

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм.

Источниками права традиционно считают правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт), религиозную норму.

Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативно-правового акта.

Вообще, об источниках права говорят, прежде всего, как о факторах, питающих появление и действие права. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении дел. Во многих государствах, это, в основном, нормативные акты. Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент в континентальной (романо-германской) правовой системой отвергается [26, с. 115].

Свои изначальные источники имеет и право. Здесь следует учитывать исторический аспект процесса формирования и развития представлений об источниках и формах права, которые по мере эволюции права и государства также вместе с ними постоянно изменяются, развиваются и совершенствуются.

Сам термин «источник права» появился в юриспруденции более двух тысяч лет назад. Его ввел Тит Ливий, автор «Римской истории», назвавший «источником всего публичного и частного права» (sons omni pruris) законы XII таблиц. Законы XII таблиц, будучи обычным правом римской общины, исторически оказались одной из первых форм права и послужили основой для становления и развития римского права [27].

В правовой доктрине никогда не было единой точки зрения на понятие «источник права». Споры о нем возникали в разные исторические периоды. И в наше время в юридической науке нет общепринятого понимания термина «источник права». Вместе с тем, реализация в Республике Казахстан концепции правового государства, предполагает и наличие научно обоснованной концепции источников права.

Поэтому понятие источников права, их содержание и место в правовой системе нуждается в специальном рассмотрении с учетом результатов общетеоретических исследований в сфере права и государства, где разработаны соответствующие методологические подходы.

Понятие «источник права» многозначно. Во-первых, оно трактуется «в материальном смысле»: как источник права, берущий начало в материальных условиях жизни общества. К ним относятся способ производства материальной

жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. - Право частной собственности является основой всех прав человека. [6, с. 249].

Во-вторых, понятие «источник права» трактуется в «формально-юридическом» смысле: как установление, воплощающее волю государства в виде сформулированных общеобязательных правил поведения в социуме. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.[5] Это могут быть и акты, и обычаи, и правовые прецеденты, и договоры. При этом источники права отражают как общую историю развития права, так и особенности конкретной правовой системы, служат основой правоотношений в обществе, обусловливают их структуру и в немалой степени предопределяют направленность правового развития общества. В источнике права содержится указание на то, где и в какой форме правовые предписания формулируются и доводятся до общества. В данном случае источник права совпадает с одной из форм выражения права – законодательством. Выбор внешней формы права является вопросом весьма актуальным, поскольку от него зависит юридическая сила источника права, его место в правовой системе и соотношение с другими нормативными правовыми актами.[2]

Источникам права присущ официальный характер. Они признаются государством, что и обеспечивает поддержку содержащихся в них норм со стороны государства. При этом официальный характер источникам права придается двумя путями:

– путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, то есть прямо исходят от государства;

– путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы) и придают им юридическую силу

Изучение понятия сущности источников права показывает, что в источниках права находят закрепление права и свободы человека и гражданина, механизмы их обеспечения и защиты. Важно использование понятия «источник права» в значении, которое отвечает реалиям и требованиям современной правовой действительности.

В самом общем своем значении источник права является своего рода абстрактным образом, который, скорее, должен помочь пониманию, чем дать понятие того, что обозначается данным выражением.

Применительно к объяснению правовых явлений и процессов слово «источник» можно понимать и как причину возникновения того или иного правового явления, и как определенный документ, правовой акт, который содержит нормы права или санкционирует применение неписаных норм права.

Неоднозначность толкования понятия «источник права» возникает также по причине одновременного обозначения с помощью единого термина содержательных (материальных) и формальных источников права. Так, в юридической доктрине исторически сложилось понимание источников права в материальном смысле – социально-политические причины, условия возникновения права и определяющие его содержание, и в формально-юридическом смысле – внешние формы выражения права, придающие ему характер официальных правовых норм (нормативные правовые акты, договоры нормативного содержания, санкционированные обычаи, судебные и админ

истративные прецеденты).

Некоторые авторы предлагают различать источники естественного права и позитивного права. Однако данный подход представляется более узким, чем рассмотренный выше: источники права в материальном смысле, определяющие его содержание и назначение, включают в себя и представления о естественных правах человека; источники права в формально-юридическом смысле включают в себя официальные установления государства (позитивное право).

Для упорядочения процесса использования категорий общей теории права целесообразно в каждом конкретном исследовании, оперирующем термином «источник права», определить, в каком значении используется данный термин – в материальном или в формально-юридическом. От смысла, вкладываемого в понятие «источник права», во многом зависит направленность и восприятие научного труда в целом. Материальные источники права предполагают изучение комплекса явлений, находящихся вне правового поля, но обладающих потенциальной возможностью воплотить принцип нормативности, имманентно присущий человеческому сообществу, в виде правовых норм. Формально-юридические источники права, напротив, предполагают анализ уже объективно существующих нормативных установлений, в зависимости от особенностей процесса своего создания, нашедших выражение в формах нормативного правового акта, обычая, прецедента или договора. Существование этих двух смысловых уровней категории «источник права» неразрывно переплетается с историей возникновения и эволюции человечества. Благодаря постоянной динамике социальных и политических процессов теория источников права находится в постоянном развитии.

Современная казахстанская правовая система, признавая в качестве источника права только нормативный акт, соответственно закрепляет в своем Основном Законе определение действующего права исключительно со стороны позитивизма.[3]

 

1.2 Виды источников права

 

Виды источников права достаточно стабильны, многие из них указаны в Конституции Республики Казахстан. Подобное отношение к источникам права является основным отличием романо-германской правовой системы. В других правовых системах к источникам права также относят:

Правовой обычай сложившееся в практике единообразной деятельности государственных органов правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус участников правоотношения, не прибегающих к судебной защите в случае его нарушения. Эти обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании и Новой Зеландии, где нет писаных конституций. Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений.[6] Естественно, что эта норма права, появившаяся на ранних стадиях человеческого развития регулировала прежде всего, семейно-брачные отношения, землепользование и водопользование, имущественные отношения и т.д Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев. Вырастает обычное право из необходимости смягчения агрессивных начал в отношениях внутри родовой общины, а также между родовыми, а позже и между соседскими общинами. [4]

Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право, входит в структуру индусского права.

Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества. В то же время в Кении в настоящее время параллельно существует нормы английского права в семейно - брачной сфере, оставшиеся со времён колонии, и древние родоплеменные обычаи действующие в этой же сфере правовых отношений. И, если возникают конфликты между этими двумя правовыми системами, какие нормы применить, а какие нет, решает суд. Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственной политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, до недавнего времени существовала в Уголовном Кодексе РСФСР (действовал с 1.01.61 по 1.01.97г.) глава 9, которая предусматривала ответственность за преступления, составляющие пережитки местных обычаев. Статья 233 УК РСФСР, в частности, предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок до 2-х лет за похищения женщины для вступления в брак. В действующем ныне Уголовном Кодексе РК, вступившем в силу с 16.07.97г., такой статьи нет. Но там есть статья 126, которая предусматривает суровую ответственность за похищения человека, не ссылаясь при этом на пережитки.[5]

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридических обязательных правил поведения государств, в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права.[7]

Существуют обычаи, получившие специальное признание в международных отношениях, например дипломатический этикет.

В 5- 11 вв. в Европе обычай играл большую роль, так как был признан королевскими и церковными судами, и заменял денежными возмещениями за причиненный ущерб имевшие ранее место кровавые поединки, испытания огнём или водой, клятвы.[8]

Также необходимо сказать, что значимость и распространенность обычного права в средневековой Европе и послужили основой для формирования исторической школы права. Вот ещё откуда ведёт своё происхождение высказанная ранним Марксом идея о том, что законодатель как естествоиспытатель лишь открывает и формулирует правовые положения, а не создаёт их.

Религиозные источники – особенно в монархических государствах, следующих феодальным и родовым традициям. В отдельных мусульманских странах конституцию заменяет Коран, в других он считается актом, стоящим выше конституции;

Правовой прецедент. Прецедентом является такое поведение власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для следующего поведения этой власти. Иными словами, правовой прецедент - это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Различают судебный и административный прецедент.

При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. Право в подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью, что, безусловно, может облегчать произвол со стороны недобросовестных должностных лиц. Проблема возможности прецедентной формы права занимает юристов уже много веков. Уже в древнем Риме выдающийся оратор Цельс утверждал «Права не устанавливаются исходя из случая». В силу разных причин теория и практика социалистического типа права не признавали прецедентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции - при режиме социалистической законности судебные и административные органы должны применять право, а не творить его.[7] Традиции, конечно, сильно довлеют над умами. Но надо разобраться - такая ли уж отсталая это форма права? Англия до сих пор не без успеха использует ее. В США судебные прецеденты создаёт Верховный Суд, рассматривающий дела имеющие общественно-политическое, конституционное значение. Решение Верховного суда всегда аргументировано, обязательно, авторитетно, всегда публикуется. Судебный прецедент создаёт не любой суд. Это неверное, хотя и распространенное мнение. Судебный прецедент создаётся, как правило, высшим органом судебной системы. Без сомнения, в прецедентной форме права есть и положительные моменты. Но необходимо отметить, что ни в одной стране мира в настоящее время правовая система ни состоит полностью из правовых прецедентов. В тоже время, в так называемой англосаксонской правовой системе идёт процесс, при котором увеличивается удельный вес статусного права, а в романской правовой системе (Франция, Германия и т.д.) увеличивается удельный вес прецедентного права.[6]

Результатом правоприменительной деятельности нередко является выработка правоположений, для которых характерна известная степень обобщенности и обязательности. Правоположения - концентрированное выражение юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсировать естественное отставание норм права от динамики общественных отношений, могут устранять противоречия между относительным " консерватизмом" права и изменчивостью общественной жизни. В конечном счете разумное использование правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет законность, придает устойчивость проводимой государством политике. Правоположения также приобретают обязательный характер, обеспечиваются авторитетом высшего судебного органа, его возможностями отменять все те решения, которые противоречат этим правоположениям.

В то же время нельзя забывать о принципе «Верховенства закона». Данный принцип подразумевает не только обязательность исполнения закона, но и соответствие подзаконных актов законам, соответствие законов субъектов Республики Казахстзан законам, соответствие всех нормативно- правовых актов Конституции как основному закону государства.

Правовая доктрина – в отдельных странах суды иногда основывают свои решения по конституционным вопросам не только на нормативных правовых актах, но и на трудах выдающихся ученых-конституционалистов. На определенных этапах развития права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. Формулы крупных юристов становились составной частью нормативно - правовых актов, кодексов, судебных прецедентов и т. д. Примером может служить Кодекс Юстиниана (6 в. н.э.), в который вошли многие положения римских юристов- Ульпиана, Гая, Павла и др, составив целый раздел кодекса - дигесты, наряду с институциями самого императора Юстиниана. В английских судах трактаты известных юристов (Брактон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались. Однако не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет " наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы" [17]. Был период, когда и религиозные трактаты выступали формой права. Интересно отметить, что в английских судах при вынесении некоторых судебных решений можно и до сих пор встретить ссылки на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда.

В Республике Казахстан юридическая наука имеет большое значение для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается. Судебные и административные акты не используют ссылки на труды ученых-правоведов.

Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.[9]

Нельзя не сказать и о том, что в отечественной истории некоторые юридические конструкции, созданные юристами, тоже входили в правовую систему, закреплялись правом. Например, творчество выдающегося учённого - А. В. Венедиктова, создавшего конструкцию «оперативного хозяйственного управления», разграничившую правомочия государства и предприятий при социалистической форме хозяйства.

Международно-правовые акты (например, Маастрихтский договор 1992 года о Европейском союзе, предусматривающий, наряду с национальным гражданством, единое европейское гражданство в государствах-членах). Международный договор выступает качестве основной формы права, то есть явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: " Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования"

Примером международно-правового договора нового типа может служить принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласно которому " объединенная Германия будет включать территорию Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германия и всего Берлина". А также Маастрихтский договор 1992 года о Европейском союзе, предусматривающий, наряду с национальным гражданством, единое европейское гражданство в государствах-членах.[10]

Нормативно-правовые договоры - проявление нормативной саморегуляции. Но нельзя забывать, что первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает нормативно-правовой акт. Например, Гражданский кодекс РК (ст.ст. 393, 394, 378, 379, 380) закрепляет формы и общие условия договоров.

У договорной формы права перспективное будущее. Ведь если представлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно должно быть, прежде всего, добровольно-согласительным, а не формально-принудительным.

Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права.

И, как точно отметил М.Н. Марченко, «различия в подходах к источникам права в англосаксонской правовой семье, где на первый план выступает судебный прецедент, и в романо-германской правовой семье, где «предпочтение» в системе источников права неизменно отдается закону, обуславливают различия во взглядах и подходах и к другим сторонам или аспектам рассматриваемых правовых семей» [30, с. 10].

Это различное отношение к источникам права приводит, в частности, к тому, что в англосаксонской правовой системе бинарность (двойственность, дуализм) права является реально существующим фактом. Статуты, выражающие официальную государственную волю – это проявление позитивного права, а прецеденты, отражающие фактические отношения, являются проявлением естественного права.

Международный договор выступает качестве основной формы права, то есть явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: " Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".

Примером международно-правового договора нового типа может служить принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласно которому " объединенная Германия будет включать территорию Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германия и всего Берлина".

Нормативно-правовые договоры - проявление нормативной саморегуляции. Но нельзя забывать, что первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает нормативно-правовой акт. Например, Гражданский кодекс РК (ст.ст. 393, 394, 378, 379, 380) закрепляет формы и общие условия договоров.

У договорной формы права перспективное будущее. Ведь если представлять источники права в виде социального взаимодействия, то оно должно быть, прежде всего, добровольно-согласительным, а не формально-принудительным.

Нормативно-правовой акт - одна из основных, наиболее совершенных внешних форм права. Это государственный акт нормативного характера. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-правовой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это тот резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт правотворчества, содержащий нормы права.

 

 

Глава II. Нормативно-правовые акты Республики Казахстан как источники права.

2.1 Законы как источники права.

Система действующего права Казахстана, несмотря на относительно небольшой срок своего становления и развития, претерпела ряд существенных изменений. По мнению З.К. Аюповой, можно выделить 4 основных этапа. «Официально первым этапом является период с момента распада Союза ССР в декабре 1991 года по февраль 1994 года – момент принятия Государственной программы правовой реформы. Второй этап начинается с февраля 1994 года и продолжается вплоть до внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан в октябре 1998 года. Он сменяется третьим этапом в 1999 году и длится до мая 2007 года, когда вновь были внесены поправки в Основной Закон страны. С 2007 года и по настоящее время продолжается четвертый этап развития правовой системы» [23, с. 16].

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Наиболее высшей юридической силой обладает конституция Республики Казахстан.

Широкое правопонимание необходимо как для дальнейшего развития юридической науки Казахстана, так и для совершенствования законодательного регулирования общественных отношений.

«Если право – это, прежде всего, жизнь, а не формально-абстрактное ее отражение, то законы лишь постольку являются правом, поскольку адекватно отражают динамику объективного общественного развития. Смысл связи права и закона, как выражения государственной воли, призван быть точной и в научном отношении безупречной формулировкой действительного, объективно возникшего, фактически существующего и развивающегося в обществе права. Законодатель должен видеть право в самой действительности, ибо содержание закона, которое предстоит выразить в акте государственной воли, дано как нечто реальное самими общественными отношениями, закономерностями, тенденциями их развития» – пишет Д.А. Керимов [15, с. 349].

Иначе говоря, действующее право находит свое внешнее отражение в системе законодательства. Это подтверждается тем, что в статье 1 Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» понятие «законодательство» трактуется как совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке (практически идентично конституционному определению действующего права).

Но совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов [31, с. 327].

Категория «законодательство» чаще всего применяется для характеристики множества законов. Как известно, оно широко используется и в процессе нормотворчества, и в правоприменительной деятельности.

В то же время надо отметить, что подобное широкое толкование термина «законодательство» вызывает критические оценки со стороны многих ученых в сфере теории государства и права.

Надо отметить, что широкое толкование законодательства характерно практически для всех стран СНГ. Истоки такого толкования лежат, несомненно, в юридической практике, объединенной общим советским прошлым.

Так, в учебнике «Теория государства и права» под редакцией Н.Г. Александрова 1974 года отмечается, что «термин «закон» часто применяется для обозначения всякого общеобязательного правила, установленного или санкционированного государством. В этом смысле понятие закона, по существу, отождествляется с понятием нормы права. Но в строго юридическом смысле закон есть нормативный акт государства, обладающий специфическими, лишь ему присущими признаками» [34, c. 484].

Применение таких признаков дало возможность юристам еще в советское время построить классификацию законов.

Во-первых, учитывая содержание закона, то есть круг регулируемых им общественных отношений и способы воздействия на них, предложена типология законов относительно основных сфер государственной и общественной жизни, по кругу и характеру регулируемых законом наиболее типичных и устойчивых отношений. Исходя из содержательной оценки, группировать законы с точки зрения однородности предмета их воздействия, обеспечивая тем самым их целеустремленность и комплексность.

Во-вторых, возможна типология законов по их юридической силе. Законы обладают высшей юридической силой в правовой системе. Но данный признак позволяет провести не только внешнюю, но и внутреннюю разграничительную линию законов с иными правовыми актами. С этой точки зрения вполне различимы четыре основные группы законов в качестве своеобразных подсистем:

1. Конституция

2. Конституционные законы

3. Обычные законы

4. Законы, утверждающие иные нормативные акты.

Все они соотносятся по целому ряду показателей, измеряемых в совокупности различной юридической силой. Именно данная классификация и является предметом нашего исследования.

В-третьих, оправданно выделение законодательных актов по их структурной форме. Пожалуй, именно законам свойственны особые формы их структурной организации, позволяющие различать законы по степени обобщенности регулирования общественных отношений и соответственно по структурномуспособу организации нормативного материала. Руководствуясь данным критерием, допустимо выделять из всей суммы законов обычные тематические законы, укрупненные законы (в советском законодательстве ярким примером служат Основы законодательства и кодексов, формы объединения законов – Собрания действующего законодательства и Свод законов).

В-четвертых, свойственный законам особый, установленный в нормативном порядке способ их подготовки, рассмотрения и принятия позволяет выделить и такой критерий, как порядок их издания. В значительном большинстве законы принимаются высшими органами государственной власти на их сессиях (заседаниях), значительно реже – путем всенародного голосования (референдума). В данном случае меняется и субъект принятия законов. В первом случае воля народа выражается высшим органом государственной власти; во втором – этот орган принимает решение о проведении референдума, и народ сам решает вопрос о принятии закона.

В-пятых, территориальный масштаб действия закона для федеративных государств является существенным признаком. Для любого государства такой масштаб, естественно, измеряется его границами. В федеративных государствах двух-, трехуровневая система конституций и обычных законов придает особую значимость вопросу об их соотношении.

Таким образом, можно выделить несколько толкований термина «законодательство»:

– как совокупность издаваемых в государстве нормативных правовых актов;

– как совокупность только законов;

– как совокупность всех нормативных актов высшего органа законодательной ветви власти – Парламента;

– как совокупность нормативных правовых актов высшего представительного органа – Парламента Республики Казахстан, Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан [35, с. 69].

По нашему мнению, именно в советское время закон, как основной (или единственный) источник права, был подменен законодательством. Принцип единственного источника оказался нереализованным, и это не связано с идейными сомнениями. Дело в том, что советский законодатель, принимавший в год 3-4 закона, оказался не в состоянии обеспечить практические потребности общества в правовом регулировании. Поэтому в теории права была обоснована конструкция широкого применения законодательства, согласно которой законодательство включало акты не только законодательных органов, но и органов управления, причем в нее вошли Постановления Правительства, а также акты министерств и ведомств. Эта конструкция нашла практическое применение в Собрании действующего законодательства СССР, которое издано в 1970 году Министерством юстиции, преобладающее место заняли не законы, а акты органов управления [36, с. 320].

С.С. Алексеев писал: «Имеются правовые и практические основания понимать советское законодательство уже, чем система всех нормативных правовых актов, и шире, чем законодательные акты, включая в него нормативные акты высших органов государственной власти и высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик. К законодательству относятся отправные, так сказать, первичные нормативные правовые акты Советского государства. Ограничение законодательства только законами не соответствует действительной роли Указов, Постановлений Президиума Верховного Совета. Во главе с законами они составляют основу всей системы нормативных правовых актов» [37, с. 338].

Мы видим, что указ, как вид нормативного правового акта, существовал и при Советском Союзе. Правом издавать так называемые «законодательные указы», нуждающиеся в утверждении их Верховным Советом, наделялся Президиум Верховного Совета – постоянно действующий орган Верховного Совета. Советская юридическая наука при этом неоднократно подчеркивала подзаконный характер указа [38, с. 9].

В 1990 году был избран Президент СССР, правомочный единолично издавать указы. Но указы Президента СССР не стали полноценным источником права из-за скорого распада Советского Союза на отдельные государства.

Обретение Казахстаном суверенитета и независимости, создание новых институтов государственной власти, реальное разделение функций между тремя ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) изменило в качественном плане действовавшую ранее систему законодательства. Конституцией Республики Казахстан была утверждена президентская форма правления в государстве, наиболее приемлемая для нее, отвечающая современным требованиям, политическим и экономическим реалиям, историческим традициям.

«Президентская власть необходима для организации и налаживания сложной системы общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах; созидательной, интегративной и охранительной деятельности. Другие ветви власти не в состоянии взять на себя данную совокупность функций в полном объеме. Президентская власть принципиально отличается предметом и сферой своей деятельности. Реализация законов наряду с изданием нормативных актов, указов и принятием иных решений невозможна без повседневного и постоянного воздействия на общественные отношения» – так высказывается Б.А. Майлыбаев [39, с. 298].

В течение относительно короткого периода в суверенном Казахстане ушли в историю два Основных Закона. Первый достался нам в наследство от советского времени, второй, принятый в 1993 году, был своеобразным компромиссом, другого определения не найти, между прошлым и будущим. С самого начала было понятно, что век его недолог. Кардинальные изменения в экономике, политике, сознании людей осуществлялись настолько быстро, что стала понятной необходимость принятия новой Конституции. Для разработки новой Конституции был задействован весь потенциал отечественной юридической науки, привлечены специалисты всех других смежных обществоведческих отраслей, эксперты-практики. Параллельно велось целенаправленное изучение конституций других государств. И, наконец, на общенародном референдуме была принята Конституция 1995 года.

Референдуму предшествовало широкое обсуждение проекта, в ходе которого граждане внесли около 30 тысяч предложений. Специально созданный экспертно-консультативный совет скрупулезно изучил каждое предложение, 1100 поправок были учтены при доработке текста. В соответствии с предложениями граждан из 99 статей проекта Конституции 55 претерпели существенные изменения.

Реализованное народом суверенное право делает Конституцию неприкосновенной и придает ей не только высшую юридическую, но и духовно-нравственную силу, становясь основой воспитания казахстанского патриотизма.

Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками права являются специальные законы36, регулирующие отдельные виды общественных отношений: например Закон РК «О страховании», регулирующий отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения страховых организаций между собой; Патентный Закон

____________________

36

 

 

См.: Закон Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года № 6-1 (с изменениями, внесенными Законом РК от 09.07.04 г. № 586-II) Закон РК «О защите прав потребителей», регулирующий отношения по защите прав потребителей, отношения между потребителями и предпринимателями. Эти и другие специальные законы имеют важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.

 

2.2 Конституция Республики Казахстан – основной закон государства

Понятие и становление Конституции Республики Казахстан. Основной закон, как результат социально-экономического, духовного и правового развития общества на определенном этапе является документом, фиксирующим уровень развития демократии, отражающим права и свободы личности в данном обществе, закрепляющим отношение к собственности и формам хозяйствования, характеризующим общественную активность народа и политическую систему, определяющим роль государства в экономической и социальной жизни. Другими словами, конституция не только основной закон государства и общества в целом, но и является политико-правовым документом, обладая высшей юридической силой, являясь нормативной базой для всей системы казахстанского права, также занимает особое место в системе признаков современного, демократического и правового государства.

Конституция Республики Казахстан состоит из преамбулы и 9 разделов.

Преамбула указывает на народ Казахстана, как особый субъект, принявший Конституцию; раскрывает мотивы принятия Конституции.

Раздел 1. «Общие положения» посвящен принципам, определяющим основы государственного устройства.

Ст.1. Республика Казахстан является демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Ст.2. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

Ст.3. Единственный источник государственной власти - народ; закреплен принцип разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Ст.4. Дается определение действующего права в Республике Казахстан и за Конституцией признается высшая юридическая сила.

Ст.5. Отражается принцип политического и идеологического плюрализма, также регламентируется деятельность общественных объединений.

Ст.6. Признается и защищается государственная и частная собственность.

Ст.7, 8. Государственный язык - казахский язык и на основе принципов международного права Республика Казахстан проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений с другими государствами.

Раздел 2. «Человек и гражданин» посвящен основам правового статуса личности, в этом разделе регламентируются права и свободы человека и гражданина, а также основы института гражданства.

Раздел 3. «Президент» в этом разделе закрепляется президентская форма правления, согласно статье президент не относится ни к одной ветви власти, а является главой государства, символом и гарантом единства народа и Конституции, и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти.

Раздел 4. «Парламент» определяет правовой статус Парламента как высшего представительного органа, осуществляющего законодательные функции, закрепляет организационно-правовые формы деятельности Парламента и статус его депутатов.

Раздел 5. «Правительство» посвящен основам деятельности Правительства, осуществляющим исполнительную власть в Республике, закрепляет компетенцию Правительства и Премьер-министра.

Раздел 6. «Конституционный Совет» посвящен основам правового положения Конституционного Совета, одной из основных функций которого является дача официальных толкований норм Конституции.

Раздел 7. «Суды и правосудие» посвящен судебной системе, закрепляет возможность судов обращаться в Конституционный Совет с признанием нормативно-правового акта неконституционным. В этом разделе Конституция отделяет дознание и предварительное следствие от суда и прокуратуры.

Раздел 8. «Местное государственное управление и самоуправление» согласно ст.85 местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Согласно ст.89 в Республике Казахстан признается местное самоуправление, задача которого - обеспечение самостоятельности населения при решении вопросов местного значения.

Раздел 9. «Заключительные и переходные положения» (ст. 90-98), обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Особенности Конституции Республики Казахстан:

1) По способу принятия и изменения является жесткой

2) По юридической форме - писанная

3) По времени действия - постоянная.

Этапы развития Конституции Республики Казахстан. История становления нового конституционного законодательства Республики Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Конституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 года. Это закон не относится к раз­ряду обычных изменений Конституции, каких было немало раньше. Данный закон внес существенное изменение в систему управления государст­вом. Пост Президента учреждался в целях обеспечения глубоких полити­ческих и экономических преобразований, осуществляемых в республике.

Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года.

Декларация провозглашала приоритет законов КазССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что отношения между СССР и КазССР строятся на договорной основе. Республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством. Республика имеет право приостанавливать на своей территории дей­ствие законов СССР, нарушающих законы КазССР. Территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждае­мой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия. Без согласия Верховного Совета КазССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы. Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности. КазССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции КазССР. Декларация - первый акт Казахской ССР, в котором был провозглашен принцип разделения властей, в отличие от положений Конституции Казахской ССР 1978 года, которая закрепляла власть Советов.

Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету, Президент являлся главой республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Верховному Суду.

В Декларации отсутствует классовый подход к определению социальной основы государства. Единственным носителем суверенитета и носителем государственной власти провозглашался народ.

Таким образом, более чем за год до провозглашения независимости в Казахстане были приняты акты конституционного характера, которые приостановили действие основных норм Конституции СССР. В 1990-1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы «О совершенствовании государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 года и " О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики. Согласно первому закону прекратил свое существование Совет Министров, он был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Пол­тора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразована. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления - Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Комитет по управлению государственным имуществом и т.д. Введены должности Вице-президента и Генерального прокурора республики. Согласно второму закону - представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках - Председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет. В Конституцию были внесены нормы о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Казахская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР, во всех его выс­ших органах власти.

Второй этап конституционного строительства начинается с приня­тия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казах­ской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Хотя закон не назывался конституционным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Казахской ССР, снимая идеологическую основу государственной организации.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон " О государственной независимости Республики Казахстан". В статье 1 Закона Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной. Согласно Главе 2 Закона, граждане республики всех национально­стей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию респуб­лики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объяв­лялся Президент.А что касается, глаы 4 определяет экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство. В то же время продолжали действовать нормы Конституции Казах­ской ССР, законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не противоре­чили Закону о государственной независимости.

В этот период были приняты ряд конституционных законов, внес­ших существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, закон «О граж­данстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года уже не признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданства. Им были установлены новые основания приобретения гражданства Республики Казахстан.

Вместе с тем, никакие изменения и дополнения уже не могли ни улучшить, ни приспособить Конституцию союзной республики к требованиям конституции суверенного государства. В связи с этим, еще в июне 1991 года были образованы Конституционная комиссия и рабочая группа по разработке проекта новой Конституции.

Третий этап становления конституционного законодательства Ка­захстана начинается с принятия Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана в январе 1993 года. Конституция 1993 года по новому определила государственный и общественный строй Казахстана. Конституция восприняла многие правовые нормы, принципы и идеи конституционных законов, изданных с момента объявления государственного суверенитета. Также Конституция сохранила некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., на­пример Верховный Совет оставался однопалатным представительным и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Как местные представительные органы, сохранились Советы, формулировки многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи, провозглашенные Конституцией Казахской ССР 1978 г.

В Конституции впервые было употреблено такое понятие, как «светское и унитарное государство» означающее отделение государства от религиозных объединений и невозможность образования на территории РК как политических, так и культурных автономий. Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей власти между собой с использованием системы сдержек и противовесов, а также закрепила положение о прямом действии ее норм.

10 декабря 1993 года Верховный Совет республики временно деле­гировал законодательные полномочия Президенту, согласно постановле­ния Конституционного суда, позволившие ему принимать указы, имею­щие силу не только обычного, но и конституционного закона. Такое ре­шение Верховного Совета можно расценить как внесение изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция 1993 года не преду­сматривала такой возможности. Четвертый этап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 года, ныне действующей. Этот этап продолжается на современном этапе.

В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу Президента РК " О выборах в Республике Казахстан". Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 г. Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость уча­стия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей.

Конституция РК, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, является основным законом страны. Несмотря на то, что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от конституций Монголии, Гвинеи и других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции. Она призвана закрепить конституционный строй и его основы, права и свободы человека и гражданина, основы организации государства, а также основы организации осуществления власти.

Конституция Республики обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (конституционный закон, Указ Президента РК, Постановление Правительства РК, акт регионального правотворчества, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. О верховенстве Конституции РК говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст.4). Обеспечение юридического верховенства Конституции РК - задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля - Конституционному Совету РК.

Конституция РК - ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция РК закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы конституционными законами, законами, указами Президента РК, нормативными правовыми актами органов государственной власти РК, она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство РК построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкуренции (ст. 26, 88, 89 и др.). Трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и др. (ст. 24). Семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 27 Конституции РК о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д. Таким образом, Конституция РК является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей казахстанской системы права. При этом конституционные нормы имеют учредительный характер, являются первичными, для Основного Закона страны нет каких-либо иных предписаний позитивного права (иногда учредительный характер предписаний выделяется в качестве самостоятельного свойства Конституции).

Как Основной Закон государства, ядро правовой системы Конституция РК должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, сменяющим друг друга у власти в стране. С точки зрения порядка изменения казахстанская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких», конституций некоторых государств - Грузии, Индии и др., где изменения в Конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или по достаточно простой процедуре). Жесткость Конституции РК проявляется в процессуальном аспекте. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента Республики, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке, установленном Конституцией. Если Президент Республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент Республики подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум, который считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики, имеющих право участвовать в республиканском референдуме. Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Процедуре внесения изменений и дополнений в Основной закон РК посвящены три статьи: подпункт 1) ст. 53, п. 3 и 6 ст. 62 и п. 1 ст. 91, расположенной в Разделе IX Конституции РК «Заключительные и переходные положения.

Таким образом, Конституция Республики, обладающий высшей юридической силой и стабильностью, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти, является актом, положившим начало новому этапу конституционного развития независимого, суверенного государства Казахстан.

 

 

2.3 Подзаконные нормативные акты.

Среди нормативных актов РК важную роль (после законов), играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РК. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон.
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» проекты президентских указов, издаваемые «в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами», представлялись на утверждение в парламент и в случае их неотклонения в семидневный срок вступали в силу, т. е. тем самым приобретали силу большую, чем закон. Этот порядок действовал в 1991— 1992 гг. и в настоящее время уже не используется. В случае противоречия президентского указа закону теперь применяется закон как акт высшей юридической силы. Правительственные постановления должны соответствовать Конституции РК, законам, президентским указам и приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы. При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению. Речь идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение. В сфере хозяйственной деятельности правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей к кодексу. Хотелось бы определить место «Закона» и «подзаконного акта» в Законодательстве Республики Казахстан. Для этого цитирую мнение пр

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Радикальная социально-экономическая модернизация. | Порядок и правила выполнения лабораторных работ




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.