Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды звукового анализа, его роль и методика проведения.




Прежде, чем начать учить ребёнка читать и писать, надо убедиться в том, что он хорошо слышит и различает звуки речи. Иначе, в процессе обучения грамоте могут возникнуть проблемы. Прежде всего мы учим ребёнка определять наличие звука в слове. Затем называем первый звук в слове (обычно начинают с гласных под ударением). Потом идёт позиционный анализ - учимся слышать, где находится звук: в начале, середине или конце слова и, наконец, " высший пилотаж" - порядковый и количественный анализ (сколько звуков в слове и какова их последовательность). Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!! (взрослый произносит слово или показывает картинку, ребёнок повторяет слово или сам называет слово по картинке). Позиционный анализ. Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова - это первый звук, с него слово начинается. Конец слова - это самый последний звук. Середина слова - это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове " аист". Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове " шарик". Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.) Звуковой анализ слова (количественный и порядковый). Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки - красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие - зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.Пример: выполняем звуковой анализ слова " лиса" (рекомендуемтся выделять последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л'] - согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.Звуковой анализ слова проводится в несколько этапов: 1этап. Вводится понятие звук и при помощи фишек одного цвета показывается графическая звуковая модель слова. 2 этап. Вводится понятие “гласный звук” и на графической модели показывается принцип замены гласного звука заместителем – фишкой красного цвета. 3 этап. Вводится понятие “согласный звук” и на графической модели показывается принцип замены всех согласных звуков фишкой нейтрального (например, серого) цвета. 4 этап. Вводится понятие “твердости” согласных звуков, на графической модели показывается принцип замены твердых согласных звуков заместителем-фишкой синего цвета. 5 этап. Вводится понятие “мягкости” согласных звуков, на графической модели показывается принцип замены мягких согласных звуков заместителем-фишкой зеленого цвета. 6 этап. На примере двух-трех-сложных слов показывается принцип замены всех звуков на графической модели заместителями-фишками соответствующего цвета.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.