Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М.К. Мамардашвили: онтология сознания






По Мамардашвили сознание не только тождественно бытию, оно для человека и есть способ быть, возможность существовать через трансцен-дирование и рефлексию. Бытие, - считает Мераб Константинович, - откры-вается человеку, когда он попадает в добро, любовь, совесть, красоту, честь, достоинство и т.д. Эти метафизические элементы самодостаточны, они ни от чего не зависят, они причина самих себя, то есть, они бытийственны, а человек может в них попасть и быть – только через усилие.

Для этого надо совершить феноменологический сдвиг, т.е. понять, что внешний мир это наше знание, а не мир сам по себе и перейти от содержания к существованию. Суть сдвига в переходе от знания к пониманию. Физические воздействия даны человеку через его понимание. О мире мы знаем из своего сознания, других источников нет. Например, ребенок наблюдал любовную сцену родителей. У него нет знаний об этом мистическом для него явлении. Но он как-то это понял, и это понимание впредь будет определять его взгляд на эти вещи.

Поэтому понимание существовательная сторона знания, то есть элемент этого мира. Понять – значит найти свое место в мире и «быть повсюду дома» как утверждал М. Хайдеггер. Нет знаний вообще, они всегда кем-то поняты; именно в понимании возникает отношение к бытию. То есть понимание – это онтологический акт. Вырываясь из стереотипов, чужих мыслей и знаний я нахожу свое место в мире. Только через усилие я существую, бытийствую, попадаю в бытие.

Понимание рождается не усилием воли. Вначале было слово, потом усилие, потом понимание. Вначале нужно попасть в определенную структуру, которая является условием понимания. Тогда мы и прикасаемся к миру рождений, утверждает Мамардашвили. В природе нет оснований для метафизического и ничто, созданное человеческим усилием, не длится: ни совесть, ни добро, ни закон, ни любовь. Все это должно каждый раз созда- ваться заново. В этом и заключается онтология сознания.

Истины существуют как живые и поэтому они часть бытия. Бытие есть их постоянное становление. Это постоянное держание себя в режиме рождения человеческого и есть бытие сознания или другими словами: жизнь сознания в его непрерывном усилии и есть бытие.

Выявляя основания сознательного опыта, рассматривая сознание как бытие, Мамардашвили раскрывает его основные характеристики.

Очевидность – если оно есть, оно очевидно.

Ясность – сознание это свет бытия. Быть в сознании, значит быть в бытии, так как бытие и сознание тождественны. Сознание это не само понимание чего-то, а понимание самого понимания. Человек в сознании не тогда, когда он умножает, а тогда, когда он понимает, что умножает.

Символичность – мир дан сознанию не непосредственно, а через символы, которые пробуждают сознание. Символы не указывают на предмет. Они пробуждают сознание, делая его работу осмысленной. Они вносят смысл в представления о мире. Можно выделить как минимум четыре группы символов:

Предметы – например, «яблоко Ньютона», «ворона на снегу» (Сурикова), «квадрат» Малевича и др.

Символы культуры – мифы, архетипы и др. Они ставят человека в опыт понимания.

Символы стихий – вода, земля, огонь, воздух.

Категориальные символы – понятия и категории. Они напрямую обеспечивают понимание смысла.

 

Дальнейшее углубление в понимании феномена сознания возможно на основе выявления его функций и структуры, анализа роли языка и общения в его возникновении, анализа связи его основных феноменов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.