Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карьерные цели профессионала высшей квалификации и самообразование личности






 

Вопрос о том, какой жизненный путь выбрать, отнюдь не праздный. Это касается не только выбора профессии, но и выбора пути саморазвития, самоактуализации. Поэтому мы обратим внимание на планирование карьеры, которая позволяет сформировать качество готовности к адекватности самостоятельной деятельности, умения выходить из стрессовых ситуаций. Это связано с повышением развивающегося потенциала личности профессионала, с использованием приемов, которые в концентрированном виде представляют собой направление развитие карьеры.

Опираясь на характеристику «образа Я», выделим два аспекта личностных представлений, соответствующих постановке проблемы саморазвития:

– реальное «Я» («Я такой, каким вижу себя, какой есть сейчас»), личные цели, уровень знаний, способности, потребности;

– идеальное «Я» («Я такой, каким хочу быть, каким буду нравиться себе»), где по существующему «Я» добавляются свои надежды, мечты и желания.

В этой связи личностный рост представляет собой движение от реального «Я» к идеальному «Я». Схематично это можно представить в виде следующей схеме:

 


Но среда, в которой мы живем, серьезно влияет на наше развитие. В связи с этим можно обозначить третий аспект личностных представлений, в котором отражаются требования, предъявляемые средой: каким «Я» должен быть в соответствии с требованием среды или «Я функциональное».

Люди работают гораздо лучше, когда имеют ясные жизненные цели. Психологическая составляющая этого вопроса состоит в том, что если человек не верит в то, что цели доступны, он перестает усердствовать. Однако цели, которые могут быть достигнуты без реальных усилий, часто теряют свою мотивационную привлекательность.

Исследования психологов показали наличие трех основных характеристик самомотивации на достижение цели. Человек предпочитает, во-первых, устанавливать собственные цели и завершать начатое; во-вторых, ставить цели из числа труднодоступных, но реальных; в-третьих, стремиться к целям, дающим немедленную «обратную связь», как некое измерение процесса ее достижения.

Для того, чтобы добиться цели необходимо анализировать прежде всего причины неудач. В практической психологии сформированы рекомендации для эффективного планирования личностного саморазвития. Они предполагают: а) рекомендации по осознанию неудач, б) рекомендации как развивать навыки планирования и постановки целей.

 

Рекомендации первой группы:

1. Анализируйте причины неудач каждого человека, чей план провалился. Рассматривайте эти планы с точки зрения того, как они могли повлиять на потребности, задачи, личные интересы их автора, постарайтесь получить советы последнего для коррекции собственных целей (учиться на ошибках других).

2. Предусматривайте альтернативные пути и задачи на случай, если первоначальных целей достичь не удается.

3. Учитывайте возможности перемен и развития целей. Успех в Прошлом не означает успех в Настоящем.

4. Рассчитывайте меру риска.

5. Выстраивайте приоритеты целей по их привлекательности, краткосрочности и объемности.

6. Проработайте временные очертания ваших целей.

 

Рекомендации второй группы:

1. Стратегическая линия планирования достижения целей должна предшествовать самому планированию.

2. Определите необходимые ресурсы.

3. Распределите ресурсы, отводимые на процесс планирования и контроля за достижением цели.

4. Опишите временные параметры достижения целей.

5. Включите в план людей, принимающих участие в достижении ваших целей.

6. При коллективном достижении целей, определите делегирование полномочий и ответственности.

7. Установите приоритеты.

8. Будьте готовы разрешать противоречия между отдельными целями.

9. Фиксируйте свои коммуникативные способности.

10. Предусматривайте в плане достижения целей специфические обзоры происходящего, а так же оценку отвергнутых направлений деятельности.

11. Еще раз вспомните, как рассматривались жизненные цели и их понимание.. Категоризация этих положений относительно процесса целеполагания делает необходимым обращение к модели успешного человека, который постоянно осуществляет саморазвитие, основанное не только на самосознании, но на осознании результатов развития науки, обобщающей успехи и неудачи людей в осуществлении жизни.

 

Как начать работать над собой? Ответ не однозначен. Это и усвоение законов мышления, принципов и методов действий; использование своей фантазии; умений пребывать в настоящем, а не только жить в прошлом и будущем; при общении с другими использовать местоимение «Я», беря тем самым на себя ответственность за свои слова и действия; умение говорить с кем-то, а не для кого-то, чтобы достигать взаимопонимания с другим; умение осознавать гамму своих ощущений, чувств и понимать их.

 

В результате мы приходим к следующим в ы в о д а м:

I. Психология разрабатывает модель успешного человека. Она включает в себя четыре блока:

– Аутентичность или возможность быть собой, быть независимым, верить в себя, иметь самостоятельное мышление, сформированное чувство ответственности, основанного на знании своего прошлого, понимании жизни в настоящем и видении будущего.

– Владение методами защиты от разрушающих здоровье воздействий: снятие мышечного напряжения в состоянии гнева, регулирование дыхания, самомассаж, расслабление тела, стрессоустойчивость.

– Усвоение методов решения задач высокой степени неопределенности и способами уточнения ситуации: кто, где, когда, как, что и контрольными вопросами к ним. Знание критериев принятия технических, психологических, социологических, психологических, социально–технологических решений.

– Способность идти на риск ради достижения успеха. Иметь| мотивацию и установку на риск и уметь его оценивать.

II. Заключительная лекция, как и весь курс по завершающим гуманитарное образование дисциплинам имели прикладной характер, направленные на обучение самореализации личности в вузе.

Выполните тренировочные задания:

Задание № 1. При анализе своего карьерного развития ответьте на вопросы:

Что необходимо изменить в себе, чтобы соответствовать некому новому качеству карьерной иерархии?

Что необходимо предпринять относительно окружающих меня обстоятельств:

Что я должен делать для других?

Чего я должен добиваться от других?

Что я должен изменить в своем деле, занятии?

Как я должен адаптироваться к условиям?

Как условия адаптировать к себе?

Задание № 2. Рассмотрите, как связано ваше имя с вашим жизненным сценарием. Какую идентичность она вам дает? Для этого ответьте на следующие вопросы:

1. Кто дал Вам имя? Почему?

2. Вас назвали в честь кого–то? Если да, то не связывали ли с Вашим именем особых ожиданий?

3. Вы гордились своим именем или Вы не любили его?

4. Называли ли Вас именем, которое не соответствовало Вашему полу или которое вызывало насмешки?

5. Ваше имя настолько распространенное, что вы чувствовали себя частью толпы, или настолько редкое, что Вы чувствовали себя необычным?

6. Есть ли у Вас прозвище? Ласкательное имя? Как Вы получили их?

7. Как Ваши имена или другие определения, которые Вам давали, влияют на Ваши представление о себе?

8. Как Вас называет теперь? Кто?

9. Вас называют одним именем дома, другим среди друзей, в институте? Если да, то с чем это связано?

10. Как Вы предпочитаете, чтобы Вас называли?

11. Хотели бы Вы иметь другое имя? Почему?

 

Задание № 3. Выполните диагностическую методику«Метод исследования уровня субъективного контроля» (УСК). Разнообразие ситуаций, с которыми человеку приходится сталкиваться в жизни, предполагает, что варианты взаимодействия могут быть разнообразными. Все зависит от того, представляется эта ситуация для человека сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Для студента или выпускника технического вуза это могут быть ситуации, связанные с производством, межличностными отношениями, ситуациями в семье, отношением к своему здоровью. Ответив на предложенные вопросы. Вы получите многомерный профиль, шкалы которого привязаны к различным типам социальных ситуаций. Данная методика позволяет оценить сформированный уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

 

Инструкция. Опросник УСК состоит из 44 пунктов. Вам необходимо ответить на вопросы по бинарной шкале «согласен – не согласен»

Тестовый материал:

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

З. Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из–за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителей), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думают, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому, что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметка в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще всего чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, является делом моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей пли на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни часто бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.


Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам. Для того, чтобы Вам легче было это сделать, заполните опросный бланк, ставя в соответствующей клеточке « + », если Вы согласны или «», если не согласны с высказыванием.

 

Ключ «УСК»

1. Общая интернальность:

«+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;

«– » 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 36, 40, 41, 43. Сумму разделить на 44.

2. Интернальность в области достижений:

«+» 12, 15, 27, 32, 36, 37;

«– » 1, 5, 6, 14, 28, 43. Сумму разделить на 12.

3. Интернальность в области неудач:

«+» 2, 4, 20, 31, 42, 44;

«– » 7, 24, 33, 38, 40, 41. Сумму разделить на 12.

4. Интернальность в области семейной жизни:

«+» 2, 16, 20, 32, 37;

«– » 7, 14, 26, 28, 41. Суммуразделить на 10.

5. Интернальность в области производственных отношений:

«+» 19, 22, 25, 42;

«– » 1, 9, 10, 30. Сумму разделить на 8.

6. Интернальность в области здоровья:

«+» 13, 34;

«– » 3, 23. Сумму разделить на 4.

7. Интернальность в области межличностных отношений:

«+» 4, 27;

«– » 6, 38. Сумму разделить на 4.

Изобразите полученные результаты:

+ 1

 
 

 


-1

 


1. Общая интернальность

2. Интернальность в области достижений;

3. Интернальность в области неудач;

4. Интернальность в области семейных отношений;

5. Интернальность в области производственных отношений:

6. Интернальность в области здоровья и болезни;

7. Интернальность в области межличностных отношений.

 

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями к значимым для них событиям их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкие показатели по шка­ле Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким Из считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действия других (напр., врачей).

7. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокие показатели Им означают, что человек считает себя ответственным за взаимодействия, в которые он включен. Низкий Им указывает на то, что субъект считает партнеров по межличностному взаимодействию причиной возникающих значимых ситуаций в процессе общения.

Люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации или локуса контроля; экстернальный и интернальный.

В первом случае человек полагает, что происходящие события являются результатом влияния обстоятельств, у других людей, случая.

Во втором – человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.

Любому человеку свойственна определенная позиция на прямой, простирающейся от интернального типа к экстернальному. Интерналы менее склонны подчиняться давлению других людей, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют, реагируют сильнее, чем экстерналы на утрату личной свободы. Они лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением. Для экстерналов характерна обратная ситуация. Интернальность положительно связывается с социальной ответственностью, зрелостью социально-психологических механизмов личности. Интернальность положительно коррелирует с осознанием человеком смысла, цели в жизни.

 

Задание № 4. Выполните следующее упражнение.

Вновь вернемся к выполнению задания, которое вы выполняли на первом занятии: 10 раз напишите «Я...» и сравните их с той характеристикой, которую вы давали на первом занятии. Попробуйте сформулировать свои ответы на следующие вопросы:

1. Как изменились мои представления о себе в процессе изучения курса «Психологии и педагогики»?

2. Что нового я узнал о себе?

3. Появилось ли у меня желание изменить себя?

4. Хочу ли я заняться своим самовоспитанием?

5. Могу ли я это делать?

6. Начал ли я это делать?

5.Упражнение: Сделайте 9 шагов к успеху в своей жизни. Для этого ответьте на следующие вопросы:

1. Назовите принципы своей жизни.

2. Во что вы верите.

3. Кратко опишите ответ и выводы, которые вы вынесли из своего прошлого.

4. Благодарны ли вы судьбе за свою жизнь и почему.

5. Почему вы что-то значите в своей жизни

6. Перечислите свои исполнимые и неисполнимые желания.

7. Мои главные цели на 5, 10 лет

8. Какие способности могут помочь Вам в достижении своих целей.

9. Сформулируйте ближайшую цель.

Записав ответы на эти вопросы вы определите саморефлексию своего «образа Я». Символом преуспевающего человека, а им может быть каждый, является фигурка Инь-Ян. Она сбалансирована и всегда сохраняет равновесие, качается и не падает. Она крепко стоит на ногах и исходит из реальной жизни.

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что такое личностная идентичность?

2. Какие психические механизмы соответствуют экзистенциальному «Я», переживаемому «Я» и рефлексивному «Я»?

3. Какую роль играет имя собственное в личностной идентичности?

4. Какую роль играют игры в личностной идентичности?

5. Что такое «локус контроля»?

6. Что является предметом самоконтроля?

7. Каковы функции самоконтроля?

8. Каковы средства самоконтроля?

9. Какова структура самооценки?

10. Какие признаки «самости» выделяет психология?

11. Дайте основные черты самооценки.

12. В чем негативный смысл психологических механизмов защиты?

13. Какие существуют приемы развивающего потенциала личности?

 

Темы рефератов:

 

1. Управление эмоциями и его роль в самовоспитании.

2. Самоконцентрация и ее влияние на формирование воли.

3. Готовность к разрешению конфликтов и ее роль в самовоспитании.

4. Жизненные проблемы личности и способы их решения.

5. Роль правильной постановки жизненных проблем в самовоспитании.

6. Оптимальное самоутверждение в общении с людьми,

7. Эффективное планирование своей жизни.

8. Посредничество как способ взаимопонимания и самовоспитания.

9. Психологические средства стрессоустойчивости.

10. Ритмика в деятельности человека.

11. Психическое равновесие.

12. Регулятивный аспект психической деятельности.

13. Единство сознания личности и деятельности.

14. О пользе и вреде самоанализа.

 

Литература:

1. Жариков Е.С., Золотев А.Б. Как приблизить час открытий. Введение в психологию научного труда. – Кишинев: Штиинца, 1990. – С. 273 –283.

2. Донцов Я.А. Самовоспитание личности. – М.: Политиздат, 1984.

3. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание – М.: Мысль, 1986.

4. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. – М.: Прогресс, 1993.

5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. – М.: Тривола.1994.

6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание – М.: Политиздат, 1984.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.– М.: Политиздат, 1995.

8. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983.

9. Фельдштейн О.И. Психология становления личности. – М.: Между- народ. соц. академия, 1994.

10. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Агропромиздат, 1990.

11. Штарке К. Студенты. Становление личности. – М.: Прогресс, 1982.

12. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. – М.; Политиздат, 1991.

13. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М.: 1989.

14. Леви В. Охота за мыслью. – М.: 1973.

15. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов/Дону, 1995.

16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003.

17. Майерс Д. Социальная психология. 6-е международное издание. –СПб.: Питер, 2002.

18. Шамаева О.П., Цибриенко Р.Я. Практические занятия по психологии и педагогике в техническом вузе /Учебно-методическое пособие. – Белгород: БелГТАСМ, 2002.


Итоговая работа по курсу «Психология и педагогика»

 

Выполняя тренировочные и иные задания, заполните предлагаемые таблицы, в которых своими словами Вы должны сформулировать полученные данные о себе. Закрепление полученной информации о себе в словесных образах даст Вам возможность сформировать не только свой идеальный, но и реальный образ, понять природу своих индивидуальных особенностей. В результате этой работы создается социально-психологический портрет и Вы сможете корректировать деятельность по своему дальнейшему развитию и самосовершенствованию.

 

Индивидуальные особенности

(темперамент, интеллект, характер, работоспособность, способности и др.)

 

Описание Новизна информации (абсолютно новая, дополненная, известная) Соответствие Вашим жизненным планам Возможность изменения (формирования, коррекции) Доверие к методикам
         
         
         

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.