Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самовоспитание и самосознание личности






 

Приступая к завершающей части курса психологии и педагогики, мы обращаем внимание на процессы, связанные с саморазвитием, с самосовершенствованием. Мы уже говорили о том, что потребность в самореализации – это высшая базовая потребность личности. Потребности, как и трудовые навыки, формируются под влиянием социума, но складываются в личном опыте человека, который может хотеть или не хотеть быть личностью, понимать эти свои стремления или действовать на основе интуиции. Все это связано, прежде всего, с самосознанием, о котором еще Гегель говорил, что это аспект или момент деятельности, в ходе которой индивидуальное сливается с общим, так что появляется «Я», которое есть «Мы», и «Мы», которое есть «Я».

Гегель выделяет три главные ступени развития самосознания, соответствующие ступеням зрелости субъекта и характеру его взаимодействия с миром. Первая ступень, «единичное самосознание», как осознание собственного существования в отличие от других субъектов. Такое осознание необходимо, но очень узко. Оно неизбежно оборачивается признанием своей недостаточности и ничтожности в сравнении с безграничностью окружающего мира, следствием чего является ощущение разлада с миром и стремление к самореализации. Эту ступень развития самосознания Гегель называет «вожделяющим самосознанием».

Вторая ступень, «признающее самосознание», предполагает возникновение межличностного отношения; человек осознает себя существующим для другого. Сталкиваясь с другим, индивид узнает в этом другом присущие ему самому черты, благодаря чему собственное «Я» приобретает для него новизну и привлекает внимание. Сознание своей единичности перерастает, таким образом, в сознание своей особенности. Фундаментальным психическим процессом оказывается взаимное признание и, прежде всего, осознание различий.

Третья стадия, «всеобщее самосознание», означает, что взаимодействующие «самости» благодаря усвоению общих принципов «семьи, отечества, государства, равно как и всех добродетелей – любви, дружбы, храбрости, чести, славы» осознают не только свои различия, но и свою глубокую общность и даже тождество. Эта общность составляет Субстанцию нравственности и делает индивидуальное «Я» моментом, частью объективного духа.

Развитие самосознания, таким образом, предстает закономерным стадиальным процессом, этапы которого соответствуют как фазам индивидуального жизненного пути человека, так и этапам всемирной истории. Психология сделала все это предметом своего специального рассмотрения, пытаясь ответить на следующие вопросы:

– в чем состоит и поддерживается постоянство индивидуального бытия личности;

– как формируются и функционируют психические механизмы саморегуляции, каковы источники и резервы социальной активности;

– как формируется и какие функции выполняет самосознание индивида, его представления о самом себе.

Педагогика на эти же вопросы отвечает иным способом, который связан с предметом этой науки:

– какие формы и методы воздействия со стороны общества надо применить, чтобы передать человеку определенные знания, которые и будут обеспечивать постоянство индивидуального бытия личности;

– как воздействовать на психические механизмы саморегуляции в процессе обучения, образования и воспитания;

– какие педагогические технологии надо применить, чтобы системно воздействовать на формирование личности, ее деятельного «Я».

Отвечая на поставленные вопросы, психология и педагогика используют специальный термин для обозначения этапов самосознания — идентичность, обозначив им три модальности человека; психофизиологическую идентичность; социальную идентичность; личную идентичность или эго-идентичность. Указанные модальности человека лежат в основании структуры «самости» личности, в которой исследователи выделяют:

«экзистенциальное «Я» – ретулятивно-организующий принцип индивидуального бытия, активное, действующее начало,

«переживаемое «Я»

«категориальное «Я» – образ «Я» или «Я-концепция», о которой мы вели речь.

Каждому из названных элементов соответствуют определенные специфические психические процессы: экзистенциальному «Я» – саморегуляция и контроль; переживаемому «Я» – самоощущение; категориальному «Я» – самопознание, самооценка.

Обратим внимание, прежде всего, на личную идентичность. Первостепенным для идентичности личности является собственное имя. Даже тогда, когда это имя не может изменить характер, оно часто вносит свой вклад, положительный или отрицательный в жизненный сценарий личности, так как содержит в себе сообщение, посвящаемое ребенку. Имя – это социальный код, влияющий на процесс социализации человека.

Окружающие придают имени, с которым обращаются к человеку, особые ценностные отношения. Например, имя Николай может варьироваться: Николаша, Коленька, Колюша, Николай Иванович, Колька. Каждое из них несет в себе определенный эмоциональный заряд отношений других людей. Каждое из них содержит в себе сообщение об обязанностях человека, вызывая у него различные реакции. Например, за рубежом к фамилии часто употребляется прилагательное «младший». Это определяет жизненный сценарий, предписывающий идти по стопам отцов. В России часто встречается ситуация, когда мальчику дается имя деда или отца. Тогда в обращении имя употребляется вместе с прилагательным «Саша маленький» и «Саша большой». Вроде бы безобидно. Но в жизни велик риск, что сын будет везде чувствовать себя как маленький и никогда не сможет выступать в роли отца. У него возникает комплекс неполноценности, состоящий в том, что он ощущает себя скорее копией, чем оригиналом, смешивая свою идентичность с идентичностью отца.

Многие дети получают символические имена из литературы, фамильной генеалогии или истории и окружающие ожидают, что их жизнь будет соответствовать этим именам. Так, в литературе был описан случай, когда в семье, где родился двенадцатый ребенок, его хотели назвать «Иисус». Но из опасения, что соседи будут посмеиваться над ними, родители переделали имя мальчика. Но в процесс воспитания он стал любимцем семьи и воспитывался как особый ребенок, которому предстоит совершить великие дела. Когда мальчику было 33 года, он и его жена обратились к терапевту, т.к. семья оказалась на грани распада. Жена грозилась оставить его и жаловалась: «Он или требует, чтобы с ним обращались как с королем, или ходит по дому и изображает из себя мученика». Одним из любимых высказынаний этого человека было, что он чувствует себя в экстремальных ситуациях «пригвожденным к кресту».

Имена часто бывают обременительными для их носителей. Это связано с историческими условиями. Например, в первую и вторую мировые войны семьи с немецкими фамилиями во многих странах преследовались или отвергались. На протяжении всей истории многие еврейские семьи испытывали ту же участь. Поэтому люди меняют свои имена и фамилии на более благоразумные. Но, отказываясь от своей идентичности, основанной на традиции, такие семьи испытывают чувство потери корней и приобретают свойство, получившее название «расколотое поколение».

Фамилии обычно отражают семейное наследие и дают ключ, приятный или неприятный, к культурному сценарию личности. Некоторые люди настолько отождествляют себя с фамилией, что, называя себя, используют только ее. Именно с личностной индентификацией связаны факты, когда женщины, выходя замуж, стремятся сохранить свою фамилию, не переходя на фамилию мужа. Практика показывает, что в таких семьях очень не просто складываются отношения между супругами. Иногда оказывается, что эмоционального мира своей семьи не создается. Супруг испытывает дискомфорт, а супруга, живя в прошлом своей родительской семьи, не создает нового мира для своих детей.

Важность сохранения фамилии в различных культурах отличается друг от друга. Например, в Японии, если родители состоятельны и имеют единственную дочь, они усыновляют мужчину, за которого дочь хочет выйти замуж. Даже, если мужчина по тем или иным соображениям не хочет менять свою фамилию, эта семья усыновляет супружескую пару, которая меняет фамилию. В испанских культурах к фамилии прибавляется девичья фамилия матери для того чтобы отразить обе линии происхождения вместо одной мужской. В связи с тем, что женщина берет фамилию своего мужа, часто возникает так называемое «психическое симбиотическое единство» (Э. Фромм). Оно связанно с включением одной личности в другую, поглощением одной личности другой.

Отождествлять себя с другой личностью означает потерю своей идентичности, что воспринимается другим человеком как некая ущербность. Хотя имя и фамилия влияют на ощущение человека своей идентичности, на некоторых людей большее влияние оказывают прозвища. Они весьма выразительны и могут быть нежными или унизительными, а их действия – положительным или отрицательным. Некоторые прозвища вызывают в воображении определенные образы: Толстяк, Конопатый, Венера, Кривоногий, Коротышка, Пучеглазый, Рябой. Все они сосредоточены на внешности. Некоторые прозвища подразумевают характеристики поведения: Тупица, Сладкоежка, Чудовище, Твердолобый, Олух, Ангел, Бешеный. Прозвища дают человеку, а ребенку в особенности, «разрешение» вести себя определенным образом.

Имя – это лишь один из многих путей, через которые ребенок развивает представления о своей идентичности. К другим путям относится детские игры, в которых осуществляется социализация человека. У каждого человека, кроме личной идентичности, развивается половая идентичность. Несмотря на то, что пол человека достается ему от родителя, принять или отвергнуть мужественность или женственность зависит от психологических факторов – от чувств, сдерживаемых в детстве. Большое влияние на половую идентичность оказывает родитель противоположного пола: отец – на дочь, мать – на сына.

Рассмотрев довольно непростую проблему личностной идентичности, обратим внимание на психические механизмы разных составляющих нашего «Я». Начнем с «экзистенциального «Я», проявляющегося в механизмах саморегуляции и самоконтроля. О саморегуляции мы уже говорили в одной из предыдущих лекций. Обратим внимание на механизм самоконтроля. В психике каждого из нас существует так называемый «локус контроля». Это психический процесс, реализующий склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо внутренним способностям и усилиям. В первом случае мы имеем дело с экстернальным (внешним) локусом контроля, во втором случае – с интернальным (внутренним).

Локус контроля – понятие, которое предложено американским психологом Дж. Роттером, является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения локуса контроля создан специальный вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между локусом контроля и другими экзистенциальными качествами личности. В результате опытных исследований установлено, что люди, обладающие внутренним локусом контроля более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении цели, склонны к самоанализу, уравновешены, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется в неуверенности в своих способностях, неуравновешенности, стремлении отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожности, подозрительности, конформности и агрессивности.

Еще Сенека говорил, что повелевать собою – величайшая власть. Люди очень рано поняли значение и ценность умения контролировать себя, владеть собой. Вспомним в этой связи эпизод из «Иллиады» Гомера. Царь Агамемнон, злоупотребляя своим положением, отбирает у могучего героя Ахилла рабыню Брезеиду. По тогдашним понятиям Ахиллу было нанесено тяжкое оскорбление:

«... и горько Ахиллу то стало, могучее сердце

В персях героя власатых меж двух волновалося мыслей:

Или, немедля, исторгнувши меч из вместилища острый,

Встречных рассыпать ему и убить властилина Атрида,

Или свирепства смирить, обуздав огорченную душу».

 

Легендарному герою удалось смирить свой гнев, и тем самым, приобрести особое значение. Современному человеку тоже приходится решать проблемы, связанные с обузданием своих эмоций, т.к. сложная жизнь современного общества постоянно ставит человека в ситуации, требующей быстрой ориентировки.

Самоконтроль связан с тем, что необходимо научиться «брать в руки» свои эмоции, управлять ими, не отказываясь от них, не подавлять их без меры. Ведь нереально притворяться, что все хорошо, когда кто–то врезался в вашу автомашину. Непродуктивно проявлять свои негативные чувства. Для этого нужен самоконтроль. В качестве предмета самоконтроля выступают:

– психические состояния – сдерживание гнева или бурных проявлений радости;

– социальные действия – контроль сдерживания действий, их независимости и продолжительности;

– социальные диспозиции, контроль за своими притязаниями и ожиданиями оценок со стороны других людей.

Различают два вида самоконтроля: непреднамеренный (неуравновешенный) и преднамеренный (произвольный). Первый включается и отключается автоматически в связи с изменениями деятельности и поведенческих ситуаций. Например, человек попадает в траурную процессию, которая автоматически настраивает его на соответствующий лад.

Выделяются две функции самоконтроля: стабилизация действий, которая направлена па реализацию программы действий и исключение возможных отклонений. Стабилизация деятельности, нацелена на корректировку всей деятельности в соответствии с ее мотивами на повышение устойчивости в непроизвольной смене ситуаций. Выделяются условия, в которых человек так или иначе может осуществлять самоконтроль.

Первое условие, влияющее на самоконтроль, связано со способностями людей воспринимать и думать. Ухудшение психических процессов восприятия сильно сказывается на самоконтроле. Например, выявлено, что человек теряет способность к контролированию даже громкости своего голоса, если какое-то время был лишен возможности слышать свой голос.

Вторым условием самоконтроля является желание и нежелание это делать. В книге В. Леви «Охота за мыслью» дается типология людей, которые не хотят активизировать свою волю для регулирования своего поведения и действий. Поэт Хлебников В. называл таких людей «нехотяями».

Первый тип: нехотяй из истинного нехотения. Это – Обломов в крайнем его проявлении.

Второй, более распространенный – тип философического нехотяя от разочарования ума. Все помрем, все ничто по сравнению с вечностью, стоит ли что-то делать?

Третий, самый многочисленный – нехотяй из неуверенности, страха перед неудачей.

Четвертый тип – всехотяй, который гонится за сотней зайцев. Вечный ученик. Дает обещания и не выполняет, берется и подводит.

Основная причина безволия, как отмечает В. Леви – стойко укрепившаяся вера в него, т.е. неверие в свою волю, стойкое отрицательное самовнушение. Поэтому вера в себя, чувство собственного достоинства, постоянные упражнения – гарантия сильной воли. Чтобы воспитать самоконтроль в себе важно учитывать и знать факторы, которые его разрушают. Это – употребление алкоголя, наркотиков, чрезмерное напряжение и возбуждение, групповое давление. Особенности осуществления самоконтроля находятся в тесной связи со свойствами темперамента человека, обусловлены экстраверсией и интраверсией.

Но каждому человеку в целях самовоспитания своей личности необходимо знать и уметь применять средства самоконтроля, к которым относятся:

– самонаблюдение (непосредственное и ретроспективное);

– самоанализ, связанный со способностью осмысливать свои поступки; самоотчет;

– самооценка;

– самоодобрение;

– самонаказание.

Можно также указать на некоторые методы усиленного самоконтроля, к которым относится довольно распространенный способ «завязывание узелков на память». Смысл каждого – в создании системы сигналов, напоминающих человеку о его обязанностях, срочных делах. Другим способом служит так называемая «формальная программа» или следование принципу – «положение обязывает», следование «личному статусу» в группе, достижению личных перспектив. Личные перспективы – это то, ради чего стоит контролировать себя. Нет перспектив, нет и смысла в усилении самоконтроля: пусть все остается как есть. Но специально к этому вопросу подойдем при изложении 3-го вопроса темы.

Таким образом, вопросы, связанные с самоконтролем переводят нас в другую плоскость нашего «Я» – категориальному «Я», связанному с самопознанием.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.