Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Продвижение товара






 

Для коммерческого успеха мало создать хороший товар, мало назначить на него привлекательную цену, мало обеспечить доступность его целевым потребителям, надо чтобы потребители об этом товаре знали, имели о нём хорошее мнение, хотели его приобрести, то есть товар должен быть «продвинут» в сознание покупателя.

Продвижение (англ. промоушн) товара – с одной стороны, это широкое информирование всех заинтересованных лиц (покупателей, деловых партнёров, общественности и т.д.) относительно конкретных товаров, услуг, мест продажи, деятельности, сопровождающей этот товар и т.д., а с другой стороны, это формирование эффективной коммуникации между продавцом и покупателем.

Под эффективной коммуникацией в маркетинге следует понимать формирование устойчивого диалога между продавцом и покупателем. Инициаторами диалога могут выступать как покупатели, так и продавцы и в любом случае с обеих сторон могут совершаться различные действия, способствующие этому диалогу:

· выбор места и время проведения переговоров и совершения сделки;

· выбор внешнего вида здания и интерьера помещения, в которых ведётся общение;

· выбор лиц, участвующих в диалоге, их внешнего вида и манер;

· выбор дизайна товара, формы и цвета упаковки и т.п.

Эффективная коммуникация согласно классической теории управления развивается по схеме, изображённой на рис. 4.5.1.

 

Рис. 4.5.1. Классическая схема коммуникации

 

Здесь:

· отправитель – сторона, наиболее заинтересованная в налаживании коммуникации и потому отправляющая обращение;

· кодирование обращения – приведение обращения в вид удобный для распространения;

· средства распространения обращения – могут быть самыми разными, лишь бы обращение доходило до тех, кому оно предназначено;

· декодирование обращения – приведение обращения в вид удобный для получателя;

· получатель обращения – тот, для кого обращение предназначено;

· ответная реакция получателя – совокупность тех действий или бездействий, которые получатель предпринимает при получении обращения;

· обратная связь – та часть ответной реакции, которую получатель считает нужным довести до отправителя обращения;

· помехи – присутствуют всегда и действуют на всех этапах коммуникации; важно, чтобы они не сильно искажали суть обращения и ответную реакцию.

Чтобы создать эффективную коммуникацию маркетолог-коммуникатор обычно поступает следующим образом (движение по схеме на рис. 4.5.1 в обратном направлении):

· выявляет целевой сегмент рынка, то есть ту группу лиц, для которых предназначен данный товар, после чего решает где, как, когда и от чьего имени запустить нужную информацию;

· определяет желаемую ответную реакцию целевого сегмента; естественно наиболее желаемая реакция – это покупка, но до совершения покупки покупатели проходят, так называемые, стадии покупательской готовности:

- осведомлённость (что-то слышали, сталкивались и т.п.), если большая часть выбранного целевого сегмента ничего не знает об этом товаре, то начать коммуникацию надо со знакомства с ним;

- знание (точно знаем, что такой товар есть и обладает такими-то свойствами), если большая часть выбранного целевого сегмента только осведомлена об этом товаре, то необходимо направить усилия на формирование определённого набора знаний;

- благорасположение, если большая часть целевого сегмента знает об этом товаре, то необходимо добиться, чтобы эти знания были позитивными, благоприятными;

- предпочтение, у благорасположенного к этому товару целевого сегмента необходимо сформировать какие-либо пункты предпочтения перед товарами-конкурентами;

- убеждённость, у благорасположенного к этому товару целевого сегмента с явными признаками предпочтения необходимо сформировать убеждение в необходимости его купить;

· выбирает обращение:

- по содержанию:

- - рациональное (выгода, преимущество),

- - эмоциональное (страх, вина, стыд, любовь, радость, гордость, юмор и

т.п.),

- - нравственное (справедливость, порядочность, честность);

- по структуре обращения:

- - привести аргументы «За» и «Против» или только «За»,

- - самые существенные аргументы в начале обращения или в конце,

- - сделать в обращении выводы или предоставить это потенциальному

покупателю;

- по форме обращения:

- - внешний вид, цвет, форма, движения и т.п.;

- - темп речи, ритм, тон, членораздельность, паузы, вздохи, зевания и

т.п.;

- - причёска, одежда, поза, выражение лица, жесты и т.п.;

- - фактура, цвет, форма, размеры, аромат товара;

· выбирает средство распространения информации:

- каналы личной коммуникации:

- - разъяснительно-пропагандисткий канал – выступает официальный

представитель продавца;

- - экспертно-оценочный канал – выступает независимый эксперт;

- - общественно-бытовой канал – выступают друзья, коллеги, соседи,

члены семьи, «сарафанное радио» и т.п.

- каналы неличной коммуникации:

- - средства массового и избирательного воздействия – СМИ, наружная

реклама;

- - специфическая атмосфера – форма одежды, форма обращения,

интерьер помещений и т.п.

- - мероприятия событийного характера – юбилеи, презентации, пресс-

конференции, церемонии пуска или открытия и т.п.

· выбирает свойства источника обращения

- профессионализм – степень компетентности источника;

- добросовестность – степень объективности и честности;

- привлекательность – степень благоприятности впечатления;

· выбирает обратную связь – в основном это анализ количества, места, и времени совершения покупок и социологические обследования целевого сегмента.

Методов, позволяющих достаточно чётко рассчитать затраты на продвижение товаров, вообще говоря не существует. Поэтому бюджетпродвижения обычно формируют одним из следующих способов:

1. «Только то, что можно себе позволить», т.е. формируется по остаточному принципу. Вначале организация распределяет средства между другими направлениями маркетинговой деятельности, а все, что остается – направляет на продвижение. Это самый слабый метод.

2. «С ориентацией на прошлый период», то есть на основе анализа результатов работы в прошлом году делается вывод об изменении (увеличении или уменьшении) средств на продвижение в этом году.

3. «Паритет с конкурентами». Метод догоняющего, а не лидера, то есть организация увеличивает или уменьшает бюджет продвижения в зависимости от изменений, предпринимаемых конкурентами.

4. «Доля от продаж». В первый год определяется процентное соотношение между объемом продаж и бюджетом продвижения (например, 5 %). Далее на основе планируемого объема продаж определяется сумма средств на продвижение на планируемый год.

5. «Увязка целей и задач», то есть составляется смета расходов по всем планируемым мероприятиям, где в зависимости от итогов закладывается сумма бюджета продвижения.

Методов продвижения, вообще говоря, может быть множество, но наиболее часто используемые – это: реклама, личные продажи, стимулирование сбыта и пропаганда.

Реклама – оплачиваемое неличное представление и продвижение информации о товаре, организации, идее, личности, каком-либо объекте. Различают следующие виды рекламы:

· стимулирующая (торговая) – способствует увеличению объема продаж;

· имидж-реклама – реклама, способствующая формированию благожелательного мнения о товаре, организации, каком-либо объекте или личности;

· реклама стабильности (напоминающая) – для поддержания у других уверенности в надежности и стабильности фирмы.

Средства рекламы: радио-, телереклама, реклама в прессе, наружная реклама (щиты, световые короба, растяжки и т.п.), выставки, презентации, семинары и т.д. Наиболее характерные черты рекламы:

· общественный характер;

· обезличенность (нет диалога с покупателем);

· способность к убеждению;

· экспрессивность (яркость, броскость).

Личные продажи – устное представление товара в ходе беседы с одним (персональная продажа) или несколькими (сбытовая презентация) покупателями с целью совершения продажи. Наиболее характерные черты личных продаж:

· диалог с покупателем, можно использовать для сбора информации;

· формирование отношений (случайный покупатель становится постоянным клиентом, часто – дружеские отношения);

· ожидание ответной реакции – покупатели считают себя обязанными отреагировать на внимание к себе, часто покупая то, что им не так уж и необходимо.

Стимулирование сбыта – кратковременные мероприятия, призванные усилить или ускорить ответную реакцию рынка. Стимулировать можно:

· покупателей (купоны на скидку, конкурсы среди покупателей, лотереи, распространение бесплатных образцов и др.);

· сферу торговли (скидки, товарный кредит, совместные рекламные акции; консультирование по оформлению витрин и др.);

· собственный торговый персонал (конкурсы среди продавцов, премии, подарки).

Наиболее характерные черты стимулирования сбыта:

· информативность;

· побуждение к совершению покупки (предоставляется скидка или льгота, имеющая ценность для покупателей, например, скидка 3%, бесплатная доставка и т.д.);

· приглашение к совершению покупки (определяются сроки, в течение которых действует льгота, например, только до праздника и т.п.).

Пропаганда (паблисити) – неоплачиваемое неличное представление и продвижение информации о товаре, организации, идее, личности, каком-либо объекте. Средства пропаганды: редакционный материал в средствах массовой информации, участие в различных благотворительных акциях, спонсорство. Наиболее характерные черты пропаганды:

· массовость (можно охватить тех покупателей, которые избегают рекламного воздействия);

· достоверность – по сравнению с рекламными, пропагандистские материалы всегда кажутся более достоверными;

· экспрессивность (аналогично рекламе).

Пропагандистские мероприятия всегда существенно отличаются от рекламных и характеризуются большим разнообразием:

· событийная пропаганда – информация о некоторых аспектах деятельности организации в связи с какими-либо событиями; носит познавательный характер;

· товарная пропаганда – популяризация конкретного товара;

· общеорганизационная пропаганда – освещение общественно-полезной деятельности конкретной организации;

· консультирование как пропаганда – выдача рекомендаций широкой общественности;

· лоббизм – работа с законодателями и законодательными органами.

Факторы, влияющие на выбор метода продвижения:

1. Тип товара или рынка. Например, приоритетный ряд методов продвижения для потребительских товаров:

реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, пропаганда;

приоритетный ряд методов продвижения для промышленных товаров:

личные продажи, стимулирование сбыта, реклама, пропаганда.

2. Выбор стратегии продвижения. На схеме на рис. 4.5.2 изображено распределение усилий в зависимости от выбранной реализации стратегии продвижения: сплошные стрелки иллюстрируют направление усилий участников продвижения при использовании стратегии проталкивания, а штриховые – усилия при использовании стратегии привлечения.

3. Коммуникационная политика, то есть принятые в организации приёмы и навыки передачи информации целевому сегменту рынка.

 

 

 

Рис. 4.5.2. Распределение усилий участников продвижения при разных реализациях стратегии продвижения

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.