Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы и методы саморегуляции






Социальная регуляция является внешними действиями индивидов, при помощи которых каждый человек как субъект, личность и индивидуальность включается в социум. Но, чтобы осуществить эти действия, каждый должен развить в себе способности к саморегуляции и самомотивации, личностному и индивидуальному саморазвитию. Попробуем множество существующих методов регуляции и саморегуляции расположить на идеальной прямой, которая соединяет внутренние и внешние действия индивидов, направленные на других людей и на себя.

Исторический опыт человечества, заключенный в филогенезе, и его отражение в развитии каждого (онтогенезе), говорит о том, что человек свои усилия сначала направляет во вне, чтобы регулировать и мотивировать других, а уж потом только на себя. Личный опыт каждого является подтверждением этому. Наталкиваясь на внешние препятствия, каждый хочет изменить социальную действительность, других людей, преобразовать их, но на самом деле он может изменить только себя.

Однако, убеждение, что других людей изменить нельзя, приходит не сразу. Поэтому мы особое внимание обращаем на саморегуляцию. Саморегуляция – это повседневная задача и забота каждого человека, достигшего определенного уровня личностного и индивидуального развития. Естественно, что только что родившийся ребенок не владеет регуляцией своего поведения. Это пока просто живой организм, он существует по законам саморегуляпии живого, но не социального существа. Действиям саморегуляции ребенок учится под влиянием обучения, воспитания, тренировки и специальных упражнений.

Психическая саморегуляция выражает специфику психических средств отражения и моделирования деятельности, в том числе рефлексии (процесс самопознания) субъекта.

Саморегуляция имеет следующую структуру:

цель проявления активности;

модель значимых условий, в которых эта активность будет проявляться;

– программа собственных действий;

– система критериев успеха;

информация о реально достигнутых результатах;

оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;

решения о коррекции своих действий.

Таким образом, саморегуляция представляет собой некий замкнутый контур регулирования своими психологическими процессами. Но этот контур «разрывается» под влиянием внешних регуляторов, которые и дают толчок к деятельности, направленной на преодоление и предупреждение личностных отклонений от индивидуальной и социальной норм.

Личностная норма базируется на социальной норме. Она может совпадать с ней, превышать ее, отставать от нее, расходиться с ней. Это по сути дела нравственный стержень личности, который когда-то И. Кант назвал внутренним императивом (долгом).

Что же является предметом личностной саморегуляции? Это – психические процессы, свойства, состояния, потребности, интересы, мотивы, т.е. определенные диспозиции или ценностные ориентации личности. Об этом мы уже говорили в одной из лекций, посвященной характеристике личностных структур. Здесь лишь напомним, о чем идет речь, чтобы четко представить себе предмет саморегуляции. К психическим процессам относятся познавательные, волевые и эмоциональные, каждый из которых имеет свои составляющие. К психическим состояниям – настроение, аффекты, депрессия, стресс, аппатия, состояния, связанные с проявлением внимания или рассеянности, волевые проявления (решительность, собранность) и т.д. К психическим свойствам – темперамент, сила и подвижность нервной системы, уравновешенность, общие и специальные способности, их уровень и степень развития (талант, гениальность), характер и его акцентуации.

Психические процессы, состояния и свойства формируются под влиянием, прежде всего, различных уровней и форм общения, о которых мы говорили. Только смотрясь в другого человека как в зеркало, мы приобретаем качества субъективности, личностности и индивидуальности. Но это приобретение во многом определяется внутренней работой, характеризуемой саморегуляцией. По большому счету, каждый делает себя сам.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся методы работы над собой: методы саморегуляции и самомотивации, которые складываются под влиянием аутокоммуникации. Формы аутокоммуникации повторяют процесс коммуникации с другими. Первым методом саморегуляции можно назвать метод самоограничения, который является показателем начала личностного развития. Он связан с использованием специальных мер, блокирующих активность человека в привлекательных, но нежелательных для него направлениях. «Я хочу», мотивированное потребностями и интересами, не всегда может реализоваться, человеку надо уметь ограничивать свои желания. Взрослые обычно говорят ребенку: «Мало ли, что тебе хочется». Но саморегуляция означает запрет, который каждый назначает себе сам. Недаром успех лечения алкоголизма, наркомании зависит от внутренних запретов человека, которому врач только помогает. Великий Гете в связи с этим писал: «Великим хочешь быть – умей сжиматься, все мастерство – в самоограничении». А сто лет спустя Р. Ганди провозгласил: «Человек является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его».

Таким образом, с самозапретов (или самоограничения) начинается развитие индивидуальности. Процесс аутокоммуникации далее порождает метод эмоционального сдерживания, суть которого состоит в том, что человек должен утвердить свою индивидуальность, неповторимость, уровень своего развития в глазах другого. Поэтому нужна внешняя демонстрация самостоятельности, сбалансированности чувств и разума. Улыбайтесь, когда вам плохо, расправляйте плечи, когда обстоятельства прижимают вас к земле. Ваше внешнее поведение окажет влияние на внутреннее состояние, снимет стресс, если вы оказались в стрессовой ситуации.

С методом эмоционального сдерживания тесно связан метод расслабления, необходимый после применения сдерживания. Он реализуется при помощи аутогенной тренировки, которая основывается на определенной зависимости между мышечной системой и психикой. Вызывая в себе при помощи самовнушения состояние физического расслабления, легкости в теле, можно достичь и психического покоя. Расслабление достигается также при помощи медитации, что означает мысленное погружение в предмет, который вас беспокоит. Вы сосредотачиваетесь на чем-либо одном и мысленно устраняете влияние всех остальных внешних факторов, рассеивающих ваше внимание (звук, свет), или внутренних (физическое или эмоциональное напряжение). Способом расслабления является также так называемая имаготерапия (образ). Вы мысленно воспроизводите положительные образы с целью вытеснения неблагоприятных переживаний (приятные ситуации, приятные люди и т.п.).

Наконец, способом расслабления является юмор, который превращает потенциально отрицательную эмоцию в источник положительной энергии, что обеспечивает удовлетворительное самочувствие в весьма неудовлетворительной ситуации.

Таким образом, первая группа методов – это методы самоограничения, эмоционального сдерживания и расслабления, которые регулируют внутреннюю психическую аутокоммуникацию с целью сохранения своей индивидуальности, находящейся на определенном уровне развития.

Вторая группа методов саморегуляции связана с направленностью действий на изменение внешних условий. Метод внешних изменений является одним из самых известных способов коррекции самочувствия. Сюда относятся все виды ритуального (церемониального) поведения людей перед наступлением важных событий. История обрядов со времен первобытного человека до наших дней дает огромное число примеров важности такого рода регуляции состояний: переставьте мебель в комнате, сделайте новую прическу, приоденьтесь, измените свой имидж.

Другой группой примеров являются различные церемонии: чтение молитвы перед важным событием; некоторые хоккейные команды становятся в кружок и дают клятву выиграть и т.д. Метод переориентации означает нахождение новой цели деятельности взамен той, при достижении которой человека постигла неудача. «Не везет мне в смерти – повезет в любви» – пел один из героев кинофильма «Белое солнце пустыни». Эти слова раскрывают содержание этого метода саморегуляции. Можно изменить свое отношение к вещам, которые тебя беспокоят. Например, Д. Карнеги предлагает: «Если тебе достался лимон, сделай из него лимонад».

Метод оценочной девальвации – это сознательное принижение значимости потери, снижение ценности того, к чему человек стремится. Примером этого метода может служить рассказ Б. Окуджавы о себе. Его должны были исключигь из университета. Естественно, он страшно переживал из-за этого. Тут к нему пришел приятель, находившийся в хорошем настроении, и сказал ему: «Представляешь, если полететь на Луну и оттуда в подзорную трубу смотреть на Землю, то все твои неприятности покажутся маленькими и смешными». Эти слова и помогли Булату. Другой пример: философу Диогену, который сидел в бочке, люди говорили: «Посмотри, над тобой смеются», на что он отвечал: «Но я не слышу насмешек, ибо оскорблен бывает только тот, кто принимает насмешки на свой счет».

Третья группа методов: метод «сверх-нагрузок», «сверх-задач» и метод предвосхищения. Метод предвосхищения означает предварительное проигрывание в уме возможной неудачи и ее последствий. «Чему быть, того не миновать» – так успокаивает себя человек и начинает готовить себя к достижению другой цели. Метод «сверх-нагрузок» применяется с целью избавления от своих нежелательных свойств или слабостей. Этот метод предполагает преднамеренное усиление нежелательного раздражителя с целью адаптации к нему. Метод «сверх-задач» используется для повышения «планки» личностных возможностей и способностей.

Подводя итог сказанному, обратим внимание на следующие закономерности саморегуляции:

1. Формирование внутренних структур человеческой психики происходит благодаря процессу интериоризации, который представляет собой перевод внешней деятельности во внутренний план. Это предполагает: адекватное восприятие людьми социальных норм (запретов, оценок, форм контроля); наличие внутреннего ресурса следования нормам; предрасположенность следованию нормам; наличие мотивации к следованию нормам.

2. Методы саморегуляции и их применение во многом детерминированы статусом, который занимает человек в социальных отношениях. «Царь должен соблюдать обычаи еще строже, чем последний из его подданных, ибо как же иначе вселить в людей склонность к закону и чувство меры» (А. Македонский, а затем и Ю. Цезарь). Эффективность статусной регуляции связана с межличностным статусом в малой группе. Высокий статус обязывает человека персонифицировать в своем поведении групповые ценности. Напротив, самый низкий статус провоцирует человека на нарушение.

3. В истории развития человеческого общества происходит смещение от внешней регуляции к внутренней саморегуляции. Запрещающая парадигма регуляции стала смещаться в сторону предписывающей, потом – дозволяющей, т.е. разрешающей регуляции. А эволюция норм – от «норм-запретов», «норм-рамок» к «нормам-ценностям». Или иначе: «чего нельзя делать», «что надо делать», «ради чего делать».

4. Нормы, правила, традиции инертны. Они долго формируются и очень трудно изменяются. Недаром, еще К. Маркс говорил, что традиции мертвых поколений довлеют как кошмар над душами живых. Поэтому легче внедрить новую норму в систему уже существующих норм, чем отменить какую-то старую.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.