Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и идеалы образования и воспитания






В нашу задачу входит рассмотрение способов передачи социального опыта от поколения к поколению. В этой связи вспоминаются слова Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький».Говоря о педагогике воспитания и образования, мы будем вести речь не столько о приемах воздействия учителя, преподавателя на учащихся, сколько о процессе поиска себя и своего места в сложном, неопределенном, неоднозначном и противоречивом мире.

Что такое поиск? Что люди о нем знают? Можно ли ему научиться? Какова роль педагогического поиска, о котором нам предстоит вести речь в заключительной части нашего курса? Под поиском понимается само действие ищущего. Поиск – то, что нас отличает друг от друга, делает индивидуальными. Каков наш поиск – таков стиль нашей жизни. Но есть нечто общее в поиске людей одной профессии: у инженера, учителя, агронома, врача и т.д.

Поиск в образовании сегодня – это своеобразный процесс познания образовательного пространства, субъектов этого пространства, их взаимоотношений, взаимодействия по овладению знаниями, умениями, навыками и передачи их от поколения к поколению, сочетающий теорию с практикой, опыт с творчеством, интуицию с сознанием, образ со смыслом.

Цель каждого человека – самоактуализация. XXI век ученые назвали «психозойской эрой», эрой поиска и открытия человеком самого себя. Поэтому мы приступаем к рассмотрению человека как субъекта педагогической деятельности, в процессе которой происходит личностно-ориентированный педагогический поиск как студентом, так и преподавателем, самого себя в четырех основных видах деятельности: преобразующей, познавательной, оценивающей и коммуникативной.

Личностно-ориентированный педагогический поиск самореализации человека можно представить на нижеприведенной схеме, которая подводит итог тому, о чем мы говорили в предшествующих лекциях.

 

 

Самореализация личности (жизненный успех )

Уровни само-реализации Психологичес-кая структура личности Функциональная структура личности Индивидуаль-ная структура личности Личностные качества
Психологичес-кий уровень Эмоциональная сфера Установки Темперамент Активность (радость)
Психолого–педагогический Волевая сфера Мотивы Характер Самостоятель-ность (удовлет-воренность)
Социально-психологический Познавательная сфера Потребности Способности Креативность (самоуспех)

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако, все возрастающую роль играет самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – целенаправленный процесс деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.

Цели воспитания определяются идейными ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество. В качестве идейной основы всей системы воспитания берутся сегодня выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма: любовь к людям, психологическая терпимость (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству, признание человека в качестве высшей ценности.Изобразим сказанное на схеме.

Совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности, составляет идеал воспитания. Чтобы показать, как этот гуманистический идеал формируется в процессе самореализации человека, в процессе педагогического поиска, вновь обратимся к механизму человеческого общения, которое выступает условием обучения, образования и воспитания, фактором регуляции и мотивации самосовершенствования человека. Обратим внимание на нормативное общение, имеющее в педагогическом процессе особое значение.

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.