Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психической деятельности






 

Деятельность – одна из психологических категорий, хотя единого общезначимого ее определения нет. Она образует вместе с сознанием органическое целое. Один из отечественных психологов С.Л. Рубинштейн дал деятельности следующую характеристику: деятельность – это «процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, – другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь».[4] Другой психолог, А.Н. Леонтьев уточняет: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, которое отвечает особой, соответствующей им потребности»[5]. О содержании деятельности он говорит, что она является единицей жизни, которая опосредована психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире.

В общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях, можно выделить, во-первых, отдельные (особенные) деятельности по критерию побуждающих мотивов. Во-вторых, действия – процессы, подчиняющиеся сознательным целям. В-третьих, операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти единицы человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. Итак, цель, мотив, способ, результат.

Обратим внимание на взаимную связь психики и деятельности в процессе их функционирования. Это означает, что мы должны выделить внутреннюю психическую деятельность и внешнюю деятельность, которая проявляется в конкретных действиях, направленных на предметы внешней действительности – социальной или предметной. В жизни каждого из нас происходят процессы, связанные с переходом внутренней психической деятельности во внешнюю, предметную деятельность и наоборот. В процессе этого перехода складывается деятельностная «Я-концепция», элементами которой является: внутренняя интеллектуальная деятельность – внешне проявляемые методы и способы социального действия – и вновь внутренняя творческая деятельность. Точкой этого перехода является возникновение феномена, который был назван установкой (Д.Н. Узнадзе). Об установке как специфической форме готовности к осуществлению определенной деятельности, мы уже говорили в предшествующей лекции. Но нам необходимо расширить и углубить знание о готовности.

Готовность представляет собой некоторое интегративное качество человека, которое выступает в форме бытия личности, позволяющего предположить вероятностный результат деятельности. Это качество может служить некоторым критерием развитости личности ее социальной зрелости. Эта психическая форма предвосхищения отличается от целеполагающей деятельности сознания тем, что она решает проблему объективации, перевода внутренней деятельности во внешнюю. С точки зрения теории деятельности готовность – это устойчивые, стабильные способы отношения личности к действительности, проявляющиеся в его навыках и умениях, операциональных действиях, усваиваемых индивидом в процессе социализации.

Формирование готовности зависит от многих факторов, которые можно классифицировать по двум основаниям: во-первых, это базовые потребности личности, о которых мы уже говорили (потребность выживания, безопасности, общения, признания и самореализации). Во-вторых, это – различные жизненные ситуации, в которые попадает человек. Они активизируют, актуализируют потребности, и возникает внутреннее состояние готовности, развивающееся и изменяющееся под влиянием этих двух факторов.

Таким образом, основными этапами готовности являются: готовность к действию, лишенному модальности, и содержательная, модальная готовность. К первому этапу относятся социально фиксированные установки, направленность интересов (базовые социальные установки), ценностные ориентации (цели жизнедеятельности), готовность к модальному действию. На втором этапе возникает содержательная готовность, имеющая качественную определенность, в которой можно выявить ряд показателей. К ним можно отнести: наличие или отсутствие у человека идей индивидуального развития, видение приемов саморазвития, умение определить свои ограничители творчества, определение своих достоинств, определение своих недостатков. Причем, каждый из выделенных показателей можно классифицировать еще более подробно. Например, наиболее значимой характеристикой готовности наличия идей индивидуального развития, можно считать планирование личных достижений; видение приемов саморазвития – прояснение личностных жизненных позиций; определение своих ограничителей творчества – несистематизированное решение проблем. определения своих достоинств – умение взаимодействовать с другими; определение своих недостатков – неопределенность, сомнения, неуверенность.

Деятельностная «Я-концепция» связана и с таким интегральным показателем как включенность, которая складывается в процессе деятельности особого рода – общения, о котором мы будем вести речь в следующей части нашей лекции. Вступая в контакты с другими людьми, мы, в зависимости от ситуации, актуализируем себя, то как субъект деятельности, то как личность, то как индивидуальность. В той или иной ситуации актуализируется наш жизненный опыт, наши ценностные ориентации в настоящем и будущем. Включенность тоже является интегративным качеством личности, определяющим характер деятельности человека. Она связана с умением выделять основные трудности в осуществлении внешних действий, например, коммуникативных умений; с умением отдавать предпочтение тем или иным действиям, например, сотрудничеству; с умением содействовать позитивному развитию коллектива, например, ставить перед коллективом ясные цели.

Психическая деятельность выступает, таким образом, как деятельность оценивающая и выбирающая, регулирующая поведение человека. В ней актуализируется все составляющие духовного мира личности – разум, чувства и воля. Общественный способ существования индивида создает необходимость в такой особенности психической деятельности, которая бы обеспечивала существование индивида в сохраняющихся существенных общественных условиях – в условиях сложившихся форм общения. Эту сторону жизнедеятельности должна обеспечивать некоторая нормативная, стабильная, константная, стереотипизирующая функция психического.

Анализ проблемы нормативности психической деятельности связан с социальным аспектом, но не сводится к нему. Психическая деятельность во многом определяется социальными условиями бытия. Но, вместе с тем, она представляет индивидуальную психическую деятельность, различным, иногда вообще уникальным образом, решающим социальные задачи. Она выступает как некоторый центр регуляции, который существует в каждом индивиде и регулирует нечто относительно этого индивида. Только в этом смысле ее и можно назвать нормативной. Психическая деятельность обеспечивает непрерывность, стабильность и типичность жизнедеятельности индивида, являясь индивидуально регулируемой деятельностью, протекающей с точки зрения С.Л. Рубинштейна на двух уровнях – побудительном и исполнительном.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.