Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология межличностных отношений






 

Межличностные отношения – явление, знакомое всем. Каждый из вас на уровне обыденного сознания и уже накопленного опыта способен дать обобщенную характеристику этому явлению. Но не всегда этого бывает достаточно, ибо ситуации, которые складываются в процессе взаимодействия личностей, часто ставят нас в неловкое положение, или конфликтное, или тупиковое состояние и т.д. Проблемные ситуации, возникающие в межличностном взаимодействии, ставят нас перед необходимостью выбора такого действия, которое привело бы к достижению цели; если ситуация конфликтная, хотя бы к сохранению своего статус-кво или «своего лица».

В опыте каждого есть арсенал успешных методов действия в процессах межличностного взаимодействия. Но человеку свойственно расширять свои познания при помощи обращения к науке или художественной литературе, которые содержат опыт предшествующих поколений. Итак, межличностные отношения – это базовое понятие психологии и социальной психологии, которое выделяет те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между людьми. Это эмпирические отношения действительных людей в их действительном общении.

Эти отношения зависят:

– от психологических особенностей участников (характера, темперамента, установок, мотивов, потребностей);

– от отношения участников межличностного взаимодействия к действительности, к людям, которые их окружают, (отношения могут быть грубыми и нежными, добросердечными и злыми, уважительными и пренебрежительными, враждебными и дружественными, оптимистичными и пессимистичными, терпимыми и нетерпимыми и т.д.);

– от оценок, которые каждый из нас дает другим людям и от самооценки, которую мы даем себе сами;

– от уровня социальной зрелости личностей, которые вступают в межличностные отношения.

В межличностных отношениях четко различаются три тесно взаимосвязанных компонента: Первый – психическое отражение участников друг другом, восприятие людьми друг друга (перцепция); второй– отношение их друг к другу; третий обращение их друг с другом. Рассмотрим эти компоненты.

Итак, компонент первый перцептивный. Каждый по опыту знает, что характер и развитие взаимоотношений зависит от того, как люди воспринимают друг друга. Если вы производите на другого человека хорошее впечатление, вам идут на встречу. Возможность произвести хорошее впечатление есть всегда, даже тогда, когда существуют жесткие предписания типа инструкций и уставов. От того, как вас воспринимает другой человек, зависит первоначальное отношение к вам, которое зачастую оказывается оправданным и справедливым. Но бывает и так, что впоследствии первое впечатление не оправдывается.

В психологии открыты некоторые объективно существующие закономерности восприятия людьми друг друга (перцептивное восприятие). Эти закономерности опираются на тот факт, что каждый из нас для другого является источником информации. Какая же нам нужна информация о другом человеке и какую информацию мы сами даем ему? Так, например, первый вопрос, возникающий при встрече с незнакомым человеком: «Кто он?» – мужчина или женщина, его профессиональная принадлежность, социальное положение и т.д. Откуда мы можем получить эту информацию? Это, прежде всего, внешний облик, в котором отразились особенности образа жизни человека, манера держаться, одежда, речь.

Отношение друг к другу проявляется в субъективной позиции человека в ситуации взаимодействия. Например, склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизиться к партнеру. Если ведется разговор, то одни отклоняются на спинку стула, а другие подаются вперед. Это означает либо стремление устраниться от сотрудничества, либо наоборот. Позицию партнера можно определить и по другим знакам расположения – оживление, улыбка, приветливость или наоборот холодность, напряжение, резкость. Отношения между людьми связаны с существующими эталонами, стандартами, а иногда и с предрассудками восприятия. В нашей культуре сложились «социальные схемы» восприятия, социальные стереотипы. Например, стереотип восприятия представителей той или иной национальности (так, англичане худощавы, надменны и хладнокровны, французы думают только о любви, русские медленно запрягают, но быстро ездят и т.п.)

Личностные особенности восприятия других людей, связанные с жизненным опытом и способом самооценки человека, очень обманчивы. В качестве примера можно провести эксперимент в аудитории показывается портрет незнакомого человека и высказывается просьба дать ему характеристику). Типичные искажения, которые при этом возникают, можно определить как: «эффект ореола», когда общее впечатление о человеке проецируется на оценку частных свойств его личности. В этом случае положительные или отрицательные качества человека переоцениваются; «эффект последовательности», который состоит в том, что на суждения о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а иногда, например, если дело касается знакомого человека, самые последние сведения о нем; «эффект снисходительности» – щедрая снисходительность при восприятии и оценивании другого человека. Например, в рассказе С. Воронина «Прощание на вокзале» описывается ситуация, сложившаяся благодаря этому эффекту. Одна из героинь восторженно воспринимала людей всех подряд – и родных, и знакомых, рассказывая им только о хороших качествах людей. О своей сотруднице она восторженно говорила, что она стройна, миловидна, умна и т.д. А родственники восприняли ее как худощавую, суетливую, с ничего не выражающими глазами женщину. Обратным «эффекту снисходительности» является «эффект нетерпимости».

Способность адекватно воспринимать друг друга, связанна с развитием эмпатии, которая представляет собой постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Состояние, близкое к эмпатии, испытывает зритель, читатель, воспринимая героев художественного произведения, чувствуя свою включенность в ситуацию. К эмпатии близко отождествление себя с другим человеком, называемое идентификацией. «Мы – семья», «мы – группа», «мы – россияне». В этих выражениях отражается степень общности с тем или иным количеством людей, у которых совпадают взгляды, позиции, состояния.

При восприятии людей друг другом особую роль играет социальная дистанция – принадлежность людей к различным социальным группам. Это социальные обстоятельства, которые разделяют людей. В увеличении социальной дистанции всегда заинтересованы властные структуры. Наиболее распространенные способы увеличения социальной дистанции: навязывание определенных социальных стереотипов СМИ («лицо кавказской национальности); пространственное разделение.

Второй компонентмежличностных отношений – отношение друг к другу, которое опирается на объективную привлекательность одного человека для другого. Одиночество – самая жестокая кара, придуманная обществом. Потребность в общении, одобрении, признании, уважении, взаимопонимании – базовые потребности человека, определяющие содержание и структуру межличностных отношений. Именно посредством отношений друг к другу у каждого из нас вырабатывается чувство собственного достоинства, развивается самосознание и самоконтроль, возникает тенденция самопознания (самоанализ, самокритика), самоутверждение и самореализация, которые завершают пирамиду базовых потребностей. Проявляясь в межличностных отношениях через отношение к другому, формируется ядро личности, ее «Я».

Закономерность формирования отношения друг к другу и своему «Я» проявляется в эмоциональных связях, возникающих между людьми в самых различных ситуациях выбора. Взаимодействие с каким-то определенным человеком сопровождается симпатией, с другим – антипатией, что ведет к сближению или избеганию. Можно выделить в отношениях друг с другом, еще одну закономерность, которая связана с возникновением популярности некоторых людей в непосредственном межличностном общении и межличностную привлекательность. Популярность и привлекательность – вещи разные. Привлекательность предполагает взаимные эмоциональные связи, а популярность – нет. Популярность определяется набором личностных качеств, высоко ценимых в данной группе, социальной среде. Все или большая часть группы могут выбрать одного лидера, но лидер может и не замечать людей, которые ему неинтересны. Тем не менее, каждый хочет быть замеченным, каждый испытывает потребность в признании. Именно поэтому возникают межличностные коньюктивные связи, объединяющие людей. Эти связи называются инструментальными или функциональными. Они основаны на взаимной полезности людей при достижении определенных целей.

Людей связывает «разделение труда»: когда цель достижима только совместными усилиями, люди просто вынуждены сотрудничать друг с другом. В инструментальных отношениях или отношениях сотрудничества незаменимых людей не бывает. Но здесь мы сталкиваемся с противоречием социального и индивидуального в человеке. Каждый человек уникален, у каждого есть потребность отличаться от других, связанная с формированием и сохранением своего «Я». Наше индивидуальное «Я» должно быть выражено и воспринято другими. В результате складываются отношения, которые получили название экспрессивные.

Экспрессия различным образом воспринимается разными людьми. Крайними ее формами являются сотрудничество и противоборство, которые как способы социального действия, проявляются в результате инструментальных и экспрессивных межличностных отношений. Переходными способами социального действия являются конкуренция, компромисс, избегание. Но это специальная тема следующей лекции.

Сказанного достаточно для того, чтобы перейти к третьей компоненте межличностных отношений – общению людей друг с другом. Вопрос далеко не праздный. Обратимся к художественной литературе – рассказу Оскара Уайльда «Преданный друг». Идет разговор между Коноплянкой и Водяной Крысой. Коноплянка рассказывает об отношениях между Мельником и Маленьким Гансом. Мельник забирал из сада Маленького Ганса то корзину цветов, то охапку душистых трав, то ягоды и фрукты. И, хотя он был богат – имел шесть дойных коров, целое стадо овец, сотню мешков с мукой на мельнице, он никогда ничем не благодарил Маленького Ганса. Но тот не обращал на это внимания, голодал, но отдавал последнее, так как не знал большего счастья, чем слушать восхитительные речи Мельника о самоотверженности истинной дружбы. В этой истории Коноплянку возмущает поведение Мельника, который брал, но ничего не давал взамен. А Водяная Крыса была в восторге от того, как ловко Мельник устроил свои дела.

Почему Маленький Ганс довольствовался таким положением дел? Потому, что ему было очень важно считать себя принадлежащим к одной группе с Мельником. Явное неравенство заменяется видимым равенством, возникает так называемая «референтная зависимость». Она очень хорошо описана в философской сказке Фазиля Искандера «Кролики и удавы». Иногда эта референтная зависимость смешана с «информационной зависимостью». Недаром сегодня очень популярен лозунг «Кто владеет информацией, тот владеет властью». Прежде всего, имеется в виду власть над другими людьми.

Можно выделить еще один вид зависимости одного человека от другого, облаченного социальными полномочиями, обладающего высоким авторитетом. Например, влияние учителя на ученика, родителей на детей, старшего по званию на младшего и т.д. Это зависимость от признанных авторитетов. Но обращение людей друг с другом подчиняется не только закону социального неравенства, определяющего референтную, информационную зависимость и зависимость от признанных авторитетов. Условием взаимодействия является объективная взаимосвязанность участников непосредственных межличностных отношений.

Обращение людей друг с другом развивается в этом случае в двух направлениях – деловом и позиционном (например, «сделай то-то» и «почему ты мне приказываешь?»). Разновидности позиционных отношений являются причиной противоборства и конфликтов. Таким образом, обращение людей друг с другом связано со взаимным влиянием, которое можно подразделить на шесть основных типов: взаимное облегчение; взаимное затруднение; одностороннее облегчение; одностороннее затруднение; асимметричное облегчение (облегчая положение другого человека, сам оказываешься в затруднительном положении); независимость.

 

Мы сделаем их этой лекции следующие в ы в о д ы:

1. Всякий человек – индивид, но не всякий личность.

2. Каждая личность обладает индивидуальностью, которая в одно и тоже время является и устойчивым и мобильным образованием.

3. Между людьми возникают межличностные отношения, успешность которых зависит от многих условий (от личности взаимодействующих людей, от их опыта, от окружающей среды и т.д.)

4. Межличностные отношения – сложная цепочка событий и фактов, для которой характерна трехуровневая структура (перцептивный уровень, коммуникативный уровень, интерактивный уровень).

 

Выполните следующие тренировочные задания:

 

Задание № 1. Вам предложены два списка ценностей – терминальных (ценности-цели) и инструментальных (ценности-средства). Прочтите сначала первый список и выберите из него ту ценность, которая для вас наиболее приемлема и присвойте ей первый номер. Затем выберите вторую по значимости ценность и присвойте ей следующий номер. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися ценностями. Наименее для вас важная ценность останется последней.

Работайте вдумчиво и не спеша. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить ответы, изменив номера в списке. Поэтому предпочтительно начать работу карандашом. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.

 

Итак, список терминальных ценностей:

 

1. Активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом).

3. Здоровье (психическое и физическое).

4. Интересная работа.

5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве).

6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

8. Наличие хороших и верных друзей.

9. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по учебе).

10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).

11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих способностей, сил и возможностей).

12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).

13. Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей).

14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).

15. Счастливая семейная жизнь.

16. Счастье других.

17. Творчество (возможность творческой деятельности).

18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Теперь то же самое проделайте со списком инструментальных ценностей:

 

1. Аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах.

2. Воспитанность (хорошие манеры).

3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).

4. Жизнерадостность (чувство юмора).

5. Исполнительность (дисциплинированность).

6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).

7. Непримиримость к недостаткам в себе и других.

8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).

9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово

10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения).

11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).

12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов).

13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

14. Терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.

15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи и традиции, привычки).

16. Честность (правдивость, искренность).

17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).

18. Чуткость(заботливость)

 

Теперь выпишите три первые выбранные Вами ценности из первого и второго списка и поразмышляйте над тем, что у вас получилось. При помощи этой несложной психодиагностики вы получите перечень основных ценностей Вашей личности

 


Задание № 2. Оцените по 10-бальной системе свои психологические характеристики:

1. Активное восприятие действительности.

2. Принятие себя и других людей такими, какие они есть.

3. Непосредственность в поступках и выражении чувств.

4. Сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне.

5. Обладание чувством юмора.

6. Развитие творческих способностей.

7. Неприятие условностей, но без показного их игнорирования.

8. Озабоченность благополучием других людей.

9. Способность к глубокому пониманию жизни.

10. Установление с другими людьми доброжелательных отношений.

11. Способность смотреть на жизнь открытыми глазами

12. Непосредственная включенность в жизнь.

13. Предпочтение нового.

14. Умение полагаться на собственный опыт.

15. Открытое и честное поведение во всех ситуациях.

16. Готовность стать непопулярным за нетрадиционные взгляды.

17. Способность брать ответственность на себя.

18. Целеустремленность.

19. Умение замечать и преодолевать сопротивление других людей.

 

Суммируйте полученные баллы и определите в процентном отношении насколько Вы социально зрелая личность (максимальное число баллов 190).

 

Задание № 3. А теперь попробуйте определите свои эго-состояния. Для этого по 10-бальной системе оцените состояния, которые в той или иной степени вы испытываете. Для этого начертите в своей тетради табличку и в соответствующих клеточках, проставьте ваш балл.

 

              Дитя
              Взрослый
              Родитель

 

 

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную

жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как мне хочется.

11. Принимая решения, я стараюсь думать о его последствиях.

12. Младшее поколение должно учиться у старших как ему следует жить.

13.Я, как многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается в людях видеть больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безраздельно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

 

Подсчитайте результаты по горизонтали. Это позволит определить соотношение в вашем психическом мире трех состояний вашего «Я» в личностной структуре. Верхняя строка – Дитя, средняя – Взрослый, нижняя – Родитель.

Задание № 4. Существенное место в Я-концепции занимает возрастная идентификация. Каждый, конечно, знает сколько ему лет. Попытайтесь, опираясь на ощущение себя ответить на вопрос: сколько Вам лет? Запишите это число. А теперь проведите следующие расчеты.

 

А) Запишите, сколько лет Вы надеетесь прожить?

Б) Все содержание Вашей жизни примите за 100% (прошлое, настоящее и будущее) и определите, какой процент вам уже удалось реализовать на сегодняшний день?

В) Перемножьте полученные показатели, и Вы получите свой психологический возраст, который может не совпасть с Вашим возрастом по паспорту.

Например, Вы надеетесь прожить до 80 лет и реализовали 20% задуманного. Тогда Ваш психологический возраст будет равен (80*0, 2) = 16 годам, хотя Вам уже 20 лет.

 

Разрешите следующие жизненные ситуации:

1. Итальянская полиция обнаружила в доме гражданки Н. ее ребенка 12 лет, запертого в шкафу, где он провел 10 лет своей жизни. Кроме того, что ребенок был худ и бледен (мать кормила его, выставляя в шкаф тарелку с едой), он не умел говорить, плакал при виде людей и мог только сидеть и ползать.

Как бы Вы объяснили этот случай?

2. Счастье – такое психическое состояние человека, которое характеризуется положительными эмоциями, внутренней удовлетворенностью бытием, осмысленностью жизни и другими признаками.

Что бы Вы отнесли к основным условиям счастливой жизни? Согласны ли Вы с определением счастья Л.Н. Толстого: «Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, т.е. жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе. общение с землей, растениями, животными… Другое, несомненное условие счастья есть труд, во-первых, любимый и свободный, во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий успокаивающий сон… Третье несомненное условие счастье есть семья… Четвертое условие счастье есть свободное любовное общение со всеми разнообразными людьми мира… Наконец, пятое условие счастье есть здоровье и безболезненная смерть».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое индивид, личность, индивидуальность и как эти понятия взаимосвязаны друг с другом?

2. От чего зависит успешность межличностных отношений между людьми?

3. Какие уровни межличностных отношений Вы можете выделить?

4. Какие составляющие перцептивной стороны общения Вы можете выделить?

5. Какие закономерности восприятия людьми друг друга Вы знаете?

6. Охарактеризуйте коммуникативную сторону межличностных отношений.

7. Каковы объективные и субъективные критерии формирования личности?

8. Какова роль общения в формировании личности?

9. Можно ли прожить жизнь, не прибегая к психологическим защитам?

10. Как определить разумность и оптимальность выстраиваемых психологических защит?

11. Какова природа индивидуальных различий?

 

Темы рефератов:

1. Психология личности и ее проблемы.

2. Как планировать индивидуальное развитие.

3. Распознавание способностей человека.

4. Информационное поле и психические функции человека.

5. Проблема рационального и иррационального в поведении людей.

6. Владимир Леви и его работы о человеке («Искусство быть другим», «Нестандартный ребенок», «Разговор в письмах», «Цвет судьбы», «Искусство быть собой»).

 

Практическое задание:

1. Внимательно прочитайте слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Составьте два ряда слов по 10 – 20 в каждом. В первый столбец, назовем его «Мой идеал», поместите слова, которые характеризуют Ваш идеал. Во второй – «Анти-идеал», – слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен. Далее. Из первого – положительного ряда и второго – отрицательного, выберите те черты, которыми, как Вам кажется, Вы обладаете. Выбор надо производить по системе «да – нет», независимо от степени выраженности.

Обработка результатов и выводы: Число положительных черт, которые Вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, Вы, скорее всего, себя переоцениваете. Результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности. При результате, близком 0, 5 – нормальная средняя самооценка, вы достаточно критически себя воспринимаете.

Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Анти-идеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице – заниженной, к 0, 5 – нормальной.

 

2. Многие исследователи, раскрывая содержание жизненного опыта личности, говорят о различных возрастах: биологическом (измеряется возможностями организма адаптироваться к среде), психологическом (характеризуется развитостью психологических процессов), социально-психологическом (связан со способностью к общению), социальном (выявляется по отношению человека к социальным институтам, этическим нормам, формам поведения относительно других людей), интеллектуальном (способность решения задач, целеполагание). Попробуйте описать свой возрастной диапазон и проанализировать в связи с этим свой жизненный опыт.

 

Литература:

1. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я. Технологии сотрудничества и противоборства. (Материалы международной научно-практической конференции «Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления») – Белгород, 1993.

2. Данакин Н.С., Курганский С.И. Личностные структуры. Материалы к лекционному курсу «Социальные технологии». – Белгород, Центр социальных технологий, 1997.

3. Ильяева И.А., Дубоносова Р.Г. Видеотренинги по курсу «Социальная технология (прикладная социология и психология)». Учебное пособие. – Белгород, 1996.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: 1996.

5. Кон И.С. В поисках себя. – М.: 1984.

6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986.

7. Психология. Учебник. Под ред. Проф. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1999.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в

психологию субъективности. Основы психологической антропологии.

Учебное пособие для вузов. – М.: Школа–Пресс, 1995.

9. Рогов Е.А. Психология человека. – М.: Владос, 2001.

10. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов/Дону, 1995.

11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003.

12. Рабочая книга практического психолога. – М.: 2001.

13. Шамаева О.П., Цибриенко Р.Я. Практические занятия по психологии и педагогике в техническом вузе /Учебно-методическое пособие. – Белгород: БелГТАСМ, 2002.

14. Тренинг развития жизненных целей / под ред. Трошихиной Е.Г. – СПб.: Речь, 2002.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.