Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И Г. М. Шашловой






Данная методика была разработана Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шаш­ловой [Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., 2000] для диагности­ки детско-родительского общения в период кризиса 6 — 7 лет и, по мнению авторов, позволяет выявить тенденции перестройки социальной ситуации развития и спрогнозировать варианты ее бла­гоприятного или неблагоприятного становления уже на этапе школьного обучения. С нашей точки зрения, методика может быть вполне релевантна и за пределами кризиса 6—7 лет, например ее можно использовать и на семьях с детьми младшего школьного возраста.


При построении диагностической процедуры авторы исходили из представлений об общении как двустороннем процессе взаим­ной направленности действий людей, считая необходимым ис­следование обеих сторон коммуникативного взаимодействия. Были разработаны два опросника следующей диагностической направ­ленности:

1) анкета-опросник для взрослых, направленная на выявление содержания общения родителей с ребенком («ОСОР-В»);

2) тест-опросник для детей, выявляющий представления о со­держании их общения с родителями («ОСОР-Д»), включающий беседу с ребенком.

Опросники построены на основе выделения и изучения основ­ных видов содержания общения ребенка со взрослым при перехо­де от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Показаниями к применению данных методик, по мнению ее авторов, могут выступать:

- диагностика социальной ситуации развития как показателя психологической готовности ребенка к поступлению в школу;

, - оценка уровня актуального и прогноз уровня ближайшего [коммуникативного развития;

: - трудности возрастного развития дошкольника при переходе ^с младшему школьному возрасту (симптоматика кризисного по­ведения);

| - межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, Отвержении дошкольника родителями.

, Анкета-опросник «ОСОР-В» построена на десяти номинальных |нкалах, каждая из которых состоит из четырех утверждений, каса­ющихся определенного содержания общения взрослого с ребен­ком. Задание представлено в виде 40 закрытых утверждений. Психо-

юг в процессе прямого опроса предлагает родителям четыре вари­анта ответов, отражающих меру того, как часто они во взаимодей­ствии с детьми обсуждают ту или иную тему. Оценки фиксируются на специальном бланке, в котором имеется 40 пронумерованных (Клеточек. Для записи ответов используется 4-балльная шкала, с по­мощью которой испытуемые отмечают степень выраженности оце­ниваемого качества. Если та или иная тема, представленная в ком-[*< Уникативном опыте взрослого, обсуждается с детьми часто, то в с°ответствующей графе листа ответов взрослый ставит два плюса: 1*+»; если обсуждается, но нечасто — один плюс «+»; если о чем-то говорят редко, то один минус «-»; если никогда — два минуса «- -». Рри обработке данных первоначально вычисляется алгебраическая ^Умма плюсов и минусов по каждой шкале. Окончательный — об- г3^ — результат представляет соотношение четырех выделенных ав-

уРами сфер содержания общения. Сфера «Быт» объединяет три ^калы; сфера «Познание» — две шкалы; сфера «Социальный т«Р» — дВе шкалы; сфера «Внутренний мир ребенка» — три шкалы.

™ 221


Конкретно авторы выделяют для анализа содержания общения ребенка и родителей следующие шкалы.

1. Сфера быт:

- шкала удовлетворения витальных потребностей (ВП) ребенка — здоровья, гигиены, питания, безопасности;

- шкала ситуативно-бытовых действий (СБД) — по­мощи по дому, домашних обязанностей, бережного отношения к домашним вещам, самообслуживания;

- шкала формальных совместных занятий
(ФСЗ) — совместных видов игры, конструирования, рисования,
чтения, счета, письма, просмотра телепередач.

2. Сфера познания:

- шкала содержания познания (СП) — законов при­роды, растений, животных, анатомо-физиологических сведений о человеке, информации об известных ученых, писателях, путе­шественниках и др.;

- шкала процесса познания (ПП) — способов самосто­ятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений, использования окружающих предметов и др.

3. Сфера социального мира:

-шкала формальной школьной действительности (ФШД), отражающая выполнение ребенком требований воспита­теля (учителя), его детсадовские (школьные) отношения со свер­стниками, участие в ходе организованных взрослыми занятий, вы­полнение их поручений, успехи, неудачи в детском саду (школе);

-шкала норм социального взаимодействия (НСВ), где обсуждается соответствие поведения правилам, этическим нормам с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо», взаимо­отношения людей, последствия асоциального поведения.

4. Сфера внутреннего мира ребенка:

- шкала мира мыслей ребенка (ММР) — особенно­стей представлений ребенка о тех или иных вещах, его мнений, взглядов по тем или иным вопросам, того, что и как он придумы­вает, сочиняет, способов решения тех или иных заданий, кото­рые ребенок сам нашел;

- шкала мира чувств ребенка (МЧР) — обсуждение переживаний, настроений ребенка и их причин, его отношения к людям (симпатии, антипатии) и др.;

- шкала ^-концепции ребенка (ЯКР), касающаяся об­суждения перспектив общего развития ребенка, его представле­ний о себе, об изменениях, произошедших в нем за какой-то промежуток времени (каким он был и каким стал), отношении ребенка к себе.

Опросник позволяет получить информацию о специфике со­держания общения 6 —7-летних детей с близкими взрослыми


позиции самих детей. Осуществить это с помощью прямого опро­са очень сложно, поэтому использовалась непрямая (игровая) тех­ника, заимствованная из теста «Диагностика эмоциональных от­ношений в семье». Процедура была модифицирована примени­тельно к задачам исследования детских представлений о содержа­нии общения с близкими взрослыми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.