Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)






Методика И. Марковской [Марковская И.М., 1998] является одной из немногих, в которых с самого начала предполагались два параллельных опросника — для детей и для родителей, — измеряющих одни и те же параметры детско-родительского взаи­модействия.

Психологу важно знать не только оценку отношений с одной стороны — родителей, но и видение этого взаимодействия с дру­гой стороны — с позиции детей. Такая необходимость возникает особенно часто при психологическом консультировании подрост­ков и их родителей. И. Марковская поставила своей задачей со­здать зеркальные опросники, имеющие две формы: для родите­лей и для детей.

На первом этапе работы перед автором стояла задача выбора критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми, кото­рые могли бы в дальнейшем стать шкалами опросника. Литератур­ные данные свидетельствовали о том, что большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия —контроль (Е.С.Шеффер, Р.К.Белл, С.Броуди, Е.Е.Маккоби, В.Шутц); отвержение—принятие (А.Роэ, М.Се-гелман, А.И.Захаров, Д.И.Исаев, А.Я.Варга); требовательность (Е.Е.Маккоби, О.Коннер, П.Слатер); степень эмоциональной бли­зости, привязанности (Дж.Боулби, В.Шутц, Г.Т.Хоментаускас); строгость (Е.Е.Маккоби, П.Слатер); непоследовательность —по­следовательность (С. Броуди, Е. Е. Маккоби, У.Х. Севелл, А. И. За­харов).

Эти параметры и были взяты как основания для шкал опрос­ника взаимодействия родителей с детьми. В опросник вошли так­же шкалы сотрудничество и согласие как важные параметры взаи­модействия по Р.Ф.Бейлзу. Поскольку А.С.Макаренко, С.В.Ко­валев и другие отмечают также важность авторитета родителей и связывают с ним возможность влияния на ребенка, мы сочли нуж­ным включить шкалу авторитетность в опросник. Еще одним из важнейших показателей отношений родителей и детей является степень удовлетворенности родителей процессом взаимодействия с детьми. Неудовлетворенность родителя отношениями с ребен­ком может явиться фактором обращения за помощью в психоло' гическую консультацию. Шкала удовлетворенность вошла во взр°с' лый и детский варианты опросника.


Было составлено более ста утверждений, описывающих взаи­модействие в семье, в результате дальнейшего анализа были ос­тавлены 80 утверждений, которые и были представлены экспер­там для определения содержательной валидности. Группу экспер­тов составили психологи городов Санкт-Петербурга и Челябинс­ка, имеющие практический опыт работы с детьми и родителями не менее 5 лет.

Эксперты должны были оценить содержание каждого вопроса на соответствие его определенной шкале опросника. Вопросы, получившие менее 80% голосов или отнесенные большинством экспертов одновременно к нескольким шкалам, были исключены из дальнейшей работы. Для придания опроснику хорошей формы было оставлено равное количество вопросов на каждую шкалу, кроме двух, которые выделяют большинство исследователей и (которые могут считаться базовыми в родительско-детских отно-кШениях. Это шкалы автономия—контроль и отвержение—приня­тие, в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы — по 5 утверждений. В окончательный вариант опросника для детей вошло ^60 утверждений.

Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту; структуру.

При заполнении опросника родителям и детям предлагается

оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной

1 системе: 1 балл — совершенно не согласен, это утверждение со-

pceM не подходит, 5 баллов — совершенно согласен, это утверж­дение абсолютно подходит. В опроснике «Взаимодействие родитель—ребенок» для подро­стков и их родителей представлены следующие 10 шкал. 1. Нетребовательность—требовательность родителя. Данные | этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, I который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем I выше показания по этой шкале, тем более требователен роди­тель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от Жебенка.

2. Мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы Можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, Р Жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3. Автономность—контроль по отношению к ребенку. Чем выше Показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее Поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может

) |лРоявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении огра­ничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии Ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо Различного отношения к ребенку, либо любования. Возможно


также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ре­бенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить особое внимание, что эта шкала отра­жает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое же­лание делиться самым сокровенным и важным с родителями. Срав­нивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точно­сти представлений родителя, о переоценке или недооценке бли­зости к нему ребенка.

5. Отвержение — принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отверже­ние личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. При­нятие ребенка как личности является важным условием благоприят­ного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие со­трудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отра­жает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или по­пустительского стиля воспитания.

7. Несогласие—согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ре­бенком и отражает частоту и степень согласия между ними в раз­личных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника — детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхож­дения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.

8. Непоследовательность — последовательность родителя. По­следовательность родителя является важным параметром взаимо­действия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непосле^ довательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергаю­щего отношения к ребенку и т.п.

9. Авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для Ре" бенка, какова сила их влияния. Сравнение с данными ребенка по­зволяет судить о степени расхождения оценок родительского авто-


ритета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важ­ны для диагностики позитивности — негативности отношений ре­бенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале. 10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По дан-ым 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворен-ости отношениями между родителями и детьми — как с той, так с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может сви-етельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских от­ношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сло-вшейся семейной ситуацией.

Вариант опросника для родителей подростков послужил осно­вой для составления другой формы опросника — для родителей ошкольников и младших школьников. Были изменены некото-ые вопросы, которые оказались неадекватными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал несогла­сие—согласие и авторитетность родителя (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы: 7-я — тревожность за ребенка; 9-я — воспитательная конфронтация в семье.

Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал мо­гут дать ценную информацию для психолога-консультанта, к ко­торому родители обращаются за помощью и которому необходи­мо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Многие авторы обращают внимание на родительскую тре­вожность за ребенка как важный фактор для понимания возник­новения невротических реакций у детей. А.И.Захаров выделяет Также в качестве черты патогенного типа воспитания низкую спло­ченность и разногласия членов семьи по вопросам воспитания, что может приводить к воспитательной конфронтации внутри семьи. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием парал­лельной формы этих шкал в детском варианте опросника, так как а этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, Связанные с их отношением к родителям, а без сравнения с дет­скими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою 'Диагностическую ценность.

Таким образом, опросник «Взаимодействие родителя с ребен­ком» (ВРР) имеет три формы: одну — детскую и две — взрослые, |Во 60 вопросов в каждой.

Инструкция

Вариант для подростков

Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балль-I системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке етов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца:


 




5 баллов — несомненно да (очень сильное согласие);

4 балла — в общем да;

3 балла — и да и нет;

2 балла — скорее нет, чем да;

1 балл — нет (абсолютное несогласие).

Текст опросника «Взаимодействие родителя с ребенком»

(ВРР)

Для подростков

1. Если уж он(а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.

2. Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.

3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.

4. Он(а) считает меня вполне самостоятельным человеком.

5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

7. Он(а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.

8. Он(а) часто поручает мне важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Иногда он(а) может разрешить то, что еще вчера запрещал(а).
■ 11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.

12. Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему (ней).

13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он(а) меня просит.

14. Он(а) меня редко ругает.

15. Он(а) старается контролировать все мои действия и поступки.

16. Считает, что главное — это слушаться его (ее).

17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (ней).

18. Он(а) не разделяет моих увлечений.

19. Он(а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.

20. Он(а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.

21. Он(а) часто идет у меня на поводу.

22. Никогда не скажешь наверняка, как он(а) отнесется к моим словам.

23. Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома он(а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях боль­шинства моих друзей.

26. Бывает, что применяет ко мне физические наказания.

27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он(а).

28. Считает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.

29. Он(а) всегда мне сочувствует.

30. Мне кажется, он(а) меня понимает.

31. Он(а) хотел(а) бы во мне многое изменить.


 

32. При принятии семейных решений он(а) всегда учитывает мое мне­ние.

33. Он(а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.

34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.

35. Он(а) является для меня эталоном и примером во всем.

36. Я считаю, что он(а) правильно воспитывает меня.

37. Он(а) предъявляет ко мне много требований.

38. По характеру он(а) мягкий человек.

39. Обычно он(а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.

40. Он(а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.

41. Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недо­статки.

42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.

43. Он(а) часто критикует меня по мелочам.

44. Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.

45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.

46. Он(а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам(а).

47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49. Он(а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

50. Прощает мне то, за что другие наказали бы.

 

51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к воим друзьям и т. п.

52. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.

53. Могу сказать, что он(а) — самый близкий мне человек.

54. Он(а) все время высказывает недовольство мной.

55. Думаю, он(а) приветствует мое поведение.

56. Он(а) принимает участие в делах, которые придумываю я.

57. Мы по-разному с ним (ней) представляем мою будущую жизнь.

 

58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился (относилась) ко мне так же, как сейчас.

 

Ф.И.О. РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК
Возрас! Класс  
№ воп­роса М О № воп­роса М О № воп­роса М О № воп­роса М О № воп­роса М О Сум­ма
                               
                               

 


 




 

№ воп­роса М О № воп­роса М О № воп­роса М О № воп­роса М О № воп­роса М О Сум­ма
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
Примечание: М — оценка матери; О — оценка отца.

Для родителей подростков1

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.

4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) проис­ходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем достоинствах.

8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

 

10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал(а).

11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился (относилась) к своим детям так же, как я к нему (ней).

13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.

16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.

1 Инструкция для родителей подростков аналогична инструкции к опроси ку для подростков.


 

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений.

19. Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способ­ной), как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Я часто иду у него (нее) на поводу.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

, 23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его друзей.

26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мне­ние.

33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.

; 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).

37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он(а) хочет.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

 

41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недо­статки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.

46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.

47. Он(а) разделяет большинство моих взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

 

49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не (Хочет.

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

 

51. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как " вносится к своим друзьям и т.д.

52. Он(а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54. я приветствую его (ее) поведение.

55. я часто высказываю свое недовольство им (ею).

, 5°- Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).


57. Мы по-разному представляем с ним (ней) его (ее) будущую жизнь.

58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.

59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.

60. Я хочу, чтобы он(а) всегда относился (относилась) ко мне так же, как сейчас.

Для родителей дошкольников и младших школьников1

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого,

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.

4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) проис­ходит.

6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.

7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится.

8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

 

10. Я чувствую, что непоследователен (непоследовательна) в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).

13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его(ее) действия и поступки.

16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.

17. Если У него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений.

19. Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способ­ной), как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужас­ное.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы дрУгие члены семьи не мешали.

24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.

25. Дома У него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.

26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

1 Инструкция аналогична инструкции к опроснику для подростков и их Р дителей.


 

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.

28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).

; 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабуш­
ка и т.п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
I 37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

 

41.Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недо­статки.

42.Мне нравится его (ее) характер.

43.Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45.Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.

46.Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).

47.Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов Семьи.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49.Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он(а) не хочет.

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

51. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.

52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54. Я приветствую его (ее) поведение.

55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).

56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).

57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же. 1 59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, ба­бушка и т.п.) специально говорит наоборот.

60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф.И.О.___________________________________________

Возраст________________________________

Образование______________________________________

ф.И.О. ребенка______________________________________

': ^возрас т __________________________________


 




 

№ воп­роса Баллы № воп­роса Баллы № воп­роса Баллы № воп­роса Баллы № воп­роса Баллы
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.