Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема составления психологического анамнеза, по Г. В. Бурменской






Данная схема строится по возрастному принципу (за исключе­нием трех первых разделов, включающих сведения общего харак­тера).

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и харак­тера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходи­ма более подробная их характеристика).

2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития до и после рождения. Наличие фак­торов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подо­зрении на наличие органических или иных нарушений, находя­щихся в компетенции медиков, психолог должен получить меди­цинское заключение; соответственно сведения относительно ме­дицинской части анамнеза собираются врачом.)

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перене­сенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и пи­тания с момента рождения.

4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения! Кто уха­живал за ним на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные специальные—логопедические, для детей с неврологичес­кими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длитель­ные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет вклю­чительно). Особенности развития моторики. Сроки появления ос­новных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть, стоять, хо­дить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появ­ления первых слов, фраз, активность речевого общения. Актив­ность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близ­ким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действия­ми (когда научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки фор­мирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Ка­кие трудности наблюдались в поведении? Любимые занятия и игры.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия. В какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смот­реть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практи­куются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослы­ми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со сто­роны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. По­сещает ли какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние прояв­ления способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявляет ли инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возра­сте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жиз­ни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т.д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена шко­лы, класса, если да, то по какой причине? Успеваемость: люби­мые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. От­ношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортив­ные секции и т.д.), круг общения вне школы. Степень самостоя­тельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

8. Развитие в предподростковом и подростковом возрасте. Физи­ческое развитие. Особенности перехода к среднему звену школы-Изменения в поведении и интересах. Особенности взаимоотно­шений в семье. Как проявляются тенденции к самостоятельности и взрослости? Формы общения со сверстниками, проведение досуга, участие в неформальных организациях.

9. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в исто­рии жизни ребенка?

Г. В. Бурменская подчеркивает, что приведенный перечень воп­росов для составления истории развития ребенка является не бо­лее чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существен­ной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (на­пример, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т.д.). Более подробно особенности и при­меры сбора психологического анамнеза описаны в книге «Возрастно-психологический подход к консультированию детей и под­ростков» [Бурменская Г. В. и др., 2002].

3.3.2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»

Несмотря на то что на сегодняшний день в зарубежной и оте­чественной психологии уже накоплен значительный арсенал ме­тодик, практические психологи все еще испытывают острую по­требность в средствах диагностики детско-родительских отноше­ний «на полюсе родителя». Принцип стереоскопичности диагноза как один из важнейших принципов психологического консульти­рования применительно к изучению детско-родительских отно­шений означает, что эти отношения должны быть представлены как с позиции ребенка, так и с позиции каждого из родителей [Лидере А. Г., 1991]. Методика «Родительское сочинение» предо­ставляет превосходную возможность увидеть эти отношения гла­зами родителя.

Методика «Родительское сочинение» представляет одну из наи­более информативных и достаточно надежных техник, позволяю­щих успешно решать задачу диагностики особенностей родитель­ской позиции и типа семейного воспитания, выявить особенно­сти восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Хотя указанная методика достаточно часто используется в практике семейного и возрастно-психологического консультирования [Спиваковская А. С, 1988; Захаров А. И., 2000; и др.], ее более широкому распространению препятствует Недостаточная разработанность основных параметров контент-анализа родительского сочинения. Проективный характер методики требует от пользователя высокой профессиональной культуры квалификации при интерпретации полученных данных.

Е.И.Захарова и О.А.Карабанова попытались систематизиро­вать и обобщить основные параметры психологического анализа родительского сочинения и выделить схему составления психоло­гического заключения по результатам проективной методики. Пред­ложенная схема анализа разработана с опорой на уже имеющиеся техники подобной интерпретации и обобщает собственный опыт использования автором данных проективного родительского со­чинения в практике консультирования родителей по вопросам раз­вития и воспитания детей.

Методика «Родительское сочинение» позволяет решить следу­ющие задачи:

1) выявить особенности родительской позиции автора сочине­ния и реализуемый им тип семейного воспитания;

2) собрать дополнительную анамнестическую информацию, позволяющую более полно реконструировать историю развития ребенка;

3) получить описание проблем развития ребенка глазами ро­дителя, выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаи­модействии, определить особенности локуса контроля родителя, объективировать в письменном виде жалобу и запрос родителя к консультанту.

Огромным достоинством методики «Родительское сочинение» является ее значительный коррекционный потенциал. Материалы сочинений — первый шаг в рефлексии родителем проблем воспи­тания ребенка, в их осознании и понимании, фундамент для по­строения новой системы общения и взаимодействия с ребенком. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проектив­ная методика, позволяет выявить личностные особенности само­го родителя, что обеспечивает более высокую эффективность про­граммы психологической коррекции, учитывающей особенности родителя при выборе стратегии и тактики реализации системы психолого-педагогических рекомендаций, при определении фор­мы и характера работы с родителями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.