Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я.Семаго (СОМОР)






Методика разработана Н.Я.Семаго [Семаго Н.Я., 1999]. Она на­правлена на индивидуальное исследование субъективного представ­ления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослы­ми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значи­мых для ребенка социальных взаимодействий в нуждах психологи­ческого консультирования. За основу взята методика Рене Жиля.

Методика СОМОР состоит из 8 рисунков, сходных с рисунками из методики Рене Жиля, и примерного перечня вопросов, задаваемых психологом при рассмотрении ребенком каждого рисунка. Изображения выполнены схематично для облегчения процесса идентификации и большей «свободы» ответов и выборов ребенка. Безусловно, уровень развития ребенка должен быть достаточным для понимания условности изображений и сути само­го задания. Наш опыт показывает, что, например, дети с погра­ничной отсталостью справляются с заданиями начиная с 7—8-лет­него возраста.

Несомненным достоинством методики является то, что от ре­бенка не требуется развернутого ответа, что существенно облег­чает выполнение задания. Ценность представляет и тот факт, что в ситуации отказа (или невозможности) ребенка давать вербаль­ные ответы он может просто отмечать позиции тех или иных персонажей (показывать пальцем, отвечая на вопрос специали­ста).

Отсутствие заданных «ролей» в схематических изображениях персонажей на картинках позволяет проводить исследования как с детьми из социально необеспеченных слоев общества, так и с детьми, проживающими в условиях детских домов и интернатов, оставшихся без попечения родителей.

Порядок представления рисунков и подачи вопросов жестко не определен, и психолог может изменять последовательность предъявления рисунков и вопросов, давать их в порядке, удоб­ном для ребенка или необходимом для целей и логики исследо­вания.

Процедура проведения методики проста, не требует никаких дополнительных средств и оборудования, может повторяться че­рез небольшие промежутки времени. Очень показательным явля­ется проведение исследования с помощью методики СОМОР с одним и тем же ребенком до и после различных психокоррекционных мероприятий для оценки их эффективности.

Методика СОМОР предназначена для индивидуального обсле­дования. Время выполнения методики ребенком составляет от 10 до 18 мин.

Комплект методики СОМОР включает:

- руководство по проведению обследования (краткое теорети­ческое обоснование, инструкции, перечень вопросов и их поря­док для каждого стимульного изображения);

- стимульный материал, представленный в оригинальной, удоб­ной для использования форме;

- протокол регистрации результатов обследования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.