Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка результатов. После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «Регистрационный лист» (см






После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «Регистрационный лист» (см. ниже) отдельно на мать и на отца. Затем по каждому парамет­ру подсчитывается арифметическая сумма «сырых» баллов (POZ — Позитивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждеб­ность, AUT — автономность и NED — непоследовательность). Далее «сырые» баллы переводятся в стандартные в соответствии с таблицами, приведенными в публикации авторов русскоязычной версии теста [Вассерман А. И. и др., 1994, 2001]. Значения стандартных баллов варьируются от 1 до 5 со средним баллом 3.

Если по параметру набрано 1 — 2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4—5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем на специальном бланке, при­веденном ниже, строятся оценочные профили отношений матери и отца. Именно анализ типов профилей сделали Л. И. Вассерман и его коллеги [2001] особенностью клинического анализа результа­тов тестирования по методике «Подростки о родителях».

 

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ   ФИО.
Возраст
Дата заполнения
  Моя мать/мой отец
№ут- верж. Получ. баллы № ут-верж. Получ. баллы № ут-верж. Получ. баллы № ут-верж. Получ. баллы № ут-верж. Получ. баллы
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
«Сы­рые» баллы POZ   «Сы­рые» баллы DIR   «Сы­рые» баллы HOS   «Сы­рые» баллы AUT   «Сы­рые» баллы NED  
Сганд. баллы POZ   Сганд. баллы DIR   Станд баллы HOS   Станд. баллы AUT   Станд баллы NED  

 

Одна из программ исследования с помощью этой методики [Подросток на перекрестке..., 1997] предполагала нахождение связи между субъективным отражением семейной ситуации подростка­ми и их личностной тревожностью. Тревожность измерялась при помощи теста Спилбергера, а семейная ситуация — при помощи методики «Подростки о родителях». Далее авторы исследуют ха­рактер зависимости личностной тревожности от параметров, из­меряемых тестом «Подростки о родителях».

Анализ графиков зависимости значения личностной тревож­ности от позитивного интереса со стороны матери и отца показы­вает, что отсутствие такого интереса со стороны матери опреде­ляет высокую тревожность у подростка (в группе подростков со значениями MPOZ = 1 показатели LT = 47), тогда как его отсут­ствие со стороны отца не является столь болезненным — личнос­тная тревожность соответствует среднему уровню (в группе под­ростков со значениями OPOZ = 1 показатели LT = 43, 9). Появле­ние незначительного интереса со стороны матери (MPOZ = 2) резко снижает значение личностной тревожности, и она начина­ет соответствовать средней норме (LT = 40, 1), появление пози­тивного интереса со стороны отца не оказывает столь радикаль­ного воздействия на состояние подростков, поскольку, снижа­ясь, она остается в пределах средней нормы.

Таблица 4

Средние значения показателей теста «Подростки о родителях»

(Выборка более 4 тыс. подростков старших классов школ)

 

 

 

 

 

 

Факторы Среднее значение
Автономность (AUT) Со стороны матери (MAUT) 3, 12
Со стороны отца (OAUT) 3, 24
Непоследовательность (NED) Со стороны матери (MNED) 3, 22
Со стороны отца (ONED) 3, 29
Директивность (DIR) Со стороны матери (MDIR) 2, 84
Со стороны отца (ODIR) 2, 53
Враждебность(Н08) Со стороны матери (MHOS) 2, 97
Со стороны отца (OHOS) 3, 01
Позитивный интерес (POZ) Со стороны матери (MPOZ) 2, 97
Со стороны отца (OPOZ) 2, 89

Подобное различие, по мнению исследователей, может быть объяснено тем, что позитивный интерес матери подростки видят прежде всего в наличии опеки сильного самостоятельного чело­века, тогда как позитивный интерес со стороны отца рассматри­вается как отсутствие грубой физической силы. Возрастание пози­тивного интереса со стороны матери до максимального значения не снижает уровня личностной тревожности подростка, она оста­ется на среднем уровне и колеблется от 40 до 41 балла.

Возрастание позитивного интереса со стороны отца (OPOZ = 3 или OPOZ = 4) способствует снижению личностной тревожности с 41, 5 до 39, 8 балла. Дальнейшее увеличение значения позитивно­го интереса до 5 способствует возрастанию тревожности с 39 Д° 40, 8. Крайне высокий балл по шкале позитивного интереса указы­вает, как правило, на идеализацию действительной ситуации в семье или сознательную симуляцию со стороны одного из роди­телей. Это может говорить также о том, что ребенок требует безо­говорочной любви со стороны родителя или боготворит его, а подобное состояние подростка не может не сказаться на его лично­стной тревожности.

Анализ зависимости личностной тревожности подростка от директивности матери указывает на прямую зависимость этих ве­личин друг от друга. При минимальном значении директивности (MDIR = 1) значение LT = 38, при максимальном (MDIR = 5) значение личностной тревожности увеличивается до 45, 8, т. е. при навязывании подростку чувства вины со стороны матери он ста­новится высоко тревожным.

Корреляция уровня личностной тревожности подростка с директивным стилем воспитания отца носит не столь яркий харак­тер линейной зависимости, как у матери. Тем не менее при отсутствии директивности отца личностная тревожность подростка равняется 40, 4, при появлении же директивности отца снижается до 39, 8. Поскольку директивность отца воспринимается подростков в форме тяготения к лидерству, желания завоевать авторитет, ее отсутствие воспринимается подростком болезненно.

Личностная тревожность подростка при возрастании директивности отца с 2 до 4 возрастает с 39, 8 до 43, 4 балла, что может быть обусловлено приближением директивности к деспотичности. При возрастании директивности до 5 личностная тревожность остается неизменной.

Анализ соотношения враждебного стиля воспитания и обоих видов тревожности говорит о линейной зависимости этих величин. Чем более выражена враждебность, тем выше уровень тревожности. Следует отметить, что враждебное поведение отца является более стрессогенным для подростка, поскольку при максимальной враждебности матери LT = 45, 1, а при максимальной
отцовской враждебности LT = 46, 8.

Различие влияний враждебного стиля воспитания со стороны матери и отца может быть объяснено тем, что враждебные матери прежде всего агрессивны и чрезмерно строги в межличностных отношениях с ребенком. Жестокие отцы суровы и чрезмерно критичны по отношению к собственному ребенку, поэтому он живет в тревожном ожидании низкой оценки его деятельности подтверже­ния по формуле «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека».

Анализ зависимости личностной тревожности от автономности родительского воспитания свидетельствует об отсутствии корреляции. Отсутствие зависимости может быть обусловлено тем, что современные подростки понимают автономное поведение родителей по-разному. Оно может ассоциироваться у них с отторженностью, чрезмерной бесстрастностью, а может восприниматься как предоставление свободы и независимости.

Анализ зависимости личностной тревожности от родительской непоследовательности указывает на корреляцию этих величин. Следует отметить, что непоследовательность отца является более стрессогенным фактором для подростка, поскольку при минимальной непоследовательности (ONED = 1) LT = 36, а при максимальной (ONED = 5) — LT = 49. Тогда как при минимальной материнской непоследовательности (MNED = 1) LT = 39, 9, при возрастании до максимума (MNED = 5) личностная тревожность продолжает оставаться в пределах среднего уровня.

Столь явное различие влияний одного типа воспитали я со стороны матери и со стороны отца может быть, по мнении? авторов исследования, обусловлено тем, что непоследовательное матери и непоследовательность отца воспринимается подростками по разному. Материнская непоследовательность воспринимается как чередование господства, силы и покорности, т.е. смена настроений, тогда как непоследовательность отца воспринимает прежде всего как непредсказуемость реакций родителя на поведение подростка. В связи с этим подростки находятся в постоянном ожидании или сурового наказания за мелкий проступок, или легкого «журения» за что-либо более серьезное.

Комментируя полученные авторами данные и их анализ на­ходимо отметить следующее.

Во-первых, как мы писали выше, стандартные баллы по методике «Подростки о родителях» вводятся так, что среднее стандартное значение по каждой шкале должно быть равно трем. Авторы Русскоязычной версии теста не перестандартизировали его — в их публикациях воспроизводятся чешские нормы и таблиц/ перево­да «сырых» баллов в стандартные. Е. Кривцова и соавторы также не перестандартизировали тест и используют чешские нормы. Поэтому их анализ средних значений по отдельным параметрам теста и их сравнение друг с другом не являются единственно возможными. Они располагали достаточной выборкой испытуемых чтобы перестандартизировать тест для выбранной выборки.

Во-вторых, смущает тот факт, что сразу три из пяти показате­лей теста «Подростки о родителях» позитивно коррелируют с личностной тревожностью. Встает вопрос: что же измеряет этот тест — отношение родителей к подросткам или тревожность подро­стков? Тем более что сразу три параметра, коррелирующие с тре­вожностью, вполне могут быть не независимы! По крайней мере, факторного анализа полученных данных авторы не проводят.

В-третьих, подлежит уточнению направленность связи между личностной тревожностью и субъективным видением подростка­ми семейной ситуации. Авторы приводят некоторые доводы в пользу того, что тревожность зависит от субъективного восприя­тия семейной ситуации. Но вообще говоря, субъективное восприя­тие ситуации в семье вполне само может зависеть от тревожности подростков как более первичной индивидуально-личностной ха­рактеристики.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что русскоязычный вариант методики еще нуждается в своей доработке и стандарти­зации.

3.2.11. Методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской (ДРОП)

Полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений глазами подростков позволяет выяснить методика «Дет­ско-родительские отношения подростков», разработанная П.Тро­яновской (2003).

Методика включает в себя 19 шкал, объединенных в следую­щие группы.

1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка:

- принятие (демонстрация родителем любви и внимания);

- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка);

- эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).

2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодей­ствия:

- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение за­даний);

- принятие решений (особенности принятия решений в диа­де);

- конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте);

- поощрение автономности (передача ответственности подро­стку).

3. Блок контроля:

- требовательность (количество и качество декларируемых тре­бований);

- мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка);

- контроль (особенности системы контроля со стороны роди­теля);

- авторитарность (полнота и непререкаемость власти роди­теля);

- особенности поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий).

4.Блок противоречивости/непротиворечивости отношений:

- непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспи­тательных приемов родителя);

- неуверенность (сомнение родителя в верности его воспита­тельных усилий).

5. Дополнительные шкалы:

- удовлетворение потребностей (качество удовлетворения ма­териальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации);

- неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка);

- отношения с супругом (качество отношений со вторым ро­дителем подростка);

- общая удовлетворенность отношениями (общая оценка под­ростком качества отношений с родителем);

- ценностная ориентация (эта шкала содержит открытые воп­росы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отно­шения с родителем).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.