Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример использования методики






Консультирование Светы К. (пример взят из статьи Т.Ю.Андрущенко(1998))

Света К. — ученица 11 -го класса, 16 лет — обратилась к психо­логу после того, как ее мама была приглашена в школу классным руководителем по поводу участившихся у дочери пропусков уро­ков.

Света выросла в полной, материально обеспеченной семье. Кроме нее в семье есть второй ребенок, брат-семиклассник. Дол­гое время, пока дочь не подросла, семья считалась внешне бла­гополучной. В то же время на протяжении длительного времени в семье существует конфликт между родителями. Жена буквально ненавидит мужа, считает его «рохлей», «недотепой», не умеющие жить. Дочь занимает позицию защиты, поддерживает отца, вследствие этого со стороны матери происходит отвержение супруга через ребенка.

Конфликт между матерью и дочерью достиг такой глубины, что дочь стала чувствовать себя очень несчастной, стали проявляться чувства собственной никчемности, самоуничижения, аутоагрессии. Как призналась Света, у нее временами возникают мысли: «Я не хочу больше жить. В этой жизни кругом ложь, грязные деньги, гряз­ные отношения между людьми в семьях, прикрывающихся внеш­ним благополучием».

В школе у Светы дела обстоят достаточно благополучно. Она успешно учится, пишет стихи (хорошо поет, играет на гитаре), статус в классе устойчиво высокий. С учителями ровные деловые отношения, со сверстниками дружна, всегда готова помочь тому, кто нуждается в помощи. Особенно теплые и значимые для нее отношения сложились с двумя одноклассницами, классным руко­водителем — мужчиной, который один воспитывает маленького сына.

В ходе первой встречи в рамках клинической консульта­тивной беседы психолог продемонстрировал девушке свое эмо­циональное принятие, сочувствие. Доброжелательность и участие психолога способствовали тому, что девушка с готовностью согла­силась на следующую встречу. По итогам бесед со Светой и ее ма­мой была собрана информация об актуальной ситуации, в которой оказался подросток.

Можно было констатировать наличие у девушки острого пере­живания сложившегося семейного конфликта. Острота пережива­ний оказалась достаточно сильной, чтобы повлечь изменение ряда отношений и поведения Светы. Изменилось отношение ко многим сторонам действительности, наблюдается некоторое сужение со­знания, фиксируется переживание на конфликтогенном факторе, что привело к снижению самопринятия, кризису идентичности. Си­туация еще больше усугубилась за счет появления таких защитных Форм поведения, как уход от учебной деятельности; различного Рода протесты; агрессия, направленная не только на мать, но и на Других людей.

Данный анализ развития ситуации, в которой оказалась Свет­лана, позволил определить задачи консультативной работы:

- купировать остроту переживаний по поводу создавшейся со­циальной ситуации развития девушки;

- повысить уровень самопринятия девушки за счет усиления ее групповой идентификации (со сверстниками, в системе дружеских и интимно-дружеских отношений);

- изменить отношение к конфликту, показать некоторые пути его Разрешения.

Далее остановимся на встречах со Светой, в ходе которых в Рамках психодиагностической и психотерапевтической работы решались поставленные задачи. В изложении материала разведем эти два плана работы.

На второй встрече была использована графическая бесе­да «Мой круг общения» (см. пункт 3.2.8). При совместном выпол­нении данной процедуры психологом и подростком был опреде­лен круг и характер взаимодействия Светы с окружающими ее сверстниками и взрослыми.

Было выявлено, что наиболее негативные, остро переживаемые отношения у девушки с матерью: «Мама меня не понимает, требу­ет, кричит, а сама всем нам врет, думая, что я ничего не понимаю». В то же время можно отметить, что в целом круг общения Светы достаточно благополучен за счет школьных контактов. Теплые от­ношения у девушки сложились в школе со сверстниками и учите­лями (за исключением учителя иностранного языка), вне школы друзей немного.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.