Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура проведения тестирования






Залогом успешного психологического тестирования обычно является установление доверительных отношений между тестирующим и тестируемым. Это особенно важно в случае работы с людьми, так как ребенок, не склонный к сотрудничеству, будет сопротивляться процедуре тестирования. Не существует стандартной техники установления отношений, и лучшей рекомендацией будет учет личности ребенка во всей ситуации тестирование в целом.

Комната, в которой проходит тестирование, должна содержать стол для записи результатов тестирования и стол, на котором помещается 21 фигура теста. Все фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам — 4 фигуры женщин, 4 фигуры мужчин, 5 фигур девочек, 5 фигур мальчиков, старик, грудной peбeнок «Никто».

1.Выяснение состава семьи ребенка. Когда ребенок вошел в комнату и контакт установлен, тестирующий задал ребенку следующие вопросы.

1. Расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме. 2. Расскажи мне, кто входит в твою семью. Задача состоит в том, чтобы выяснить у ребенка его концепцию семьи; оба указанных вопроса могут быть повторены и уточ­нены, если это покажется необходимым. Люди, упомянутые ре­бенком, вносятся в список на листе бумаги. Если приходит ребе­нок из неполной семьи, этот факт должен быть отмечен в бланке. Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать, не умер ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сест­рах ребенка, если они есть. Может случиться так, что мать ребен­ка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более точного понимания чувств ребенка желательно обеих мам включить в тест. Существует место на бланке для описа­ния других членов семьи, где могут быть отмечены такие мама и папа. Место на бланке позволяет отметить тетю или дядю, бабуш­ку или дедушку, кормилицу ребенка или старшую сестру. Этот размеченный бланк также содержит место для имен и возрастов братьев и сестер. Если ребенок не знает, сколько им лет, тестиру­ющий может задать следующие вопросы: «Он больше, чем ты?», «Кто старше: Дима или Марина?», «Дима ходит в школу, или он ходит на работу?» Ответы на подобные вопросы помогут выявить хронологический порядок и приблизительно определить возраст братьев и сестер.

Иногда случается так, что ребенок хочет включить в список собаку, канарейку или других любимцев. Тест не рассчитан на чет­вероногих или пернатых членов семьи, и причина их изъятия следующая: ребенок может чувствовать, что для него очень важны отношения с собакой, но любовь или отклонение любви, исходя­щие от человеческого окружения, отличаются от тех, которые исходят от собаки. По мнению создателей теста, взаимоотноше­ния с людьми отличаются от взаимоотношений с животными, Даже когда они касаются ребенка. Смешение этих двух видов от­ношений (наличие одинаковых пунктов для обоих) может сде­лать неясной концепцию «интерперсональных отношений в семье», Уменьшить ее специфическое значение и внести непредсказуе­мость в результаты.

2. «Выставление» семейного круга ребенка. После Того как тестирующий установил, кто составляет семью ребенка, 4 записал членов семьи на бланке, он говорит ребенку: «Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, кото-РЬ1е там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них — члены твоей семьи».

Затем тестирующий подводит ребенка поближе к фигурам, называя на четыре женские фигуры, и спрашивает: «Как ты думаешь, какая из них была бы самой лучшей мамой?» Он дает ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем про­сит поставить ее на стол или парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: «А теперь скажи мне, какую из них лучше всего сделать папой?» Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчи­ков и девочек (в зависимости от пола испытуемого) и спрашива­ет: «Какой из них тебе хотелось бы быть самому (самой)?» — и фигура переносится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поставит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько попыток выбора, ему это разрешается. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку. Когда семейный круг составлен, тестирующий говорит: «Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура». Он вынимает фигуру «Никто», ставит возле членов семьи и говорит: «Имя этого человека — Никто. Он тоже будет играть. Сейчас я тебе расскажу, что он будет делать».

3. Опрос. Ребенок садится за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном по­рядке, ему разрешается это сделать. Тестирующий размещает воп­росы теста кучкой перед собой и говорит: «Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочи­таю тебе, что в них говорится, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его Никому. Понят­но, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подхо­дит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточ­ку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одно­му человеку больше всего, ты кладешь эту карточку к той фигуре; если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре «Никто»; если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне».

Экспериментатор переходит к тестированию, зачитывая текст на карточках и передавая их ребенку одну за другой. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, тестирующий записы­вает на бланке, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону - Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке, чтобы пред­отвратить появление одинакового вида вопросов друг за другом - Однако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появ­ления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые кар­точки должны выражать нежные положительные чувства, следующие восемь вопросов — смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остальные вопросы, за исключением двух последних, могут быть прочитаны как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три вопроса, выра­жающих одинаковый вид чувств, то тестирующему следует подо­брать четвертый вопрос так, чтобы он непременно был из друго­го вида. Он должен подобрать две последние карточки с вопроса­ми положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголос­ком агрессии в сердце.

Как решить, проводить ли с ребенком форму для маленьких детей или форму для старших детей? Основание такого для реше­ния — является ли ребенок достаточно взрослым и сообразитель­ным, чтобы справляться с более сложным набором вопросов или нет. Пока ребенок рассказывает о составе его семьи и выбирает фигуры для своего семейного круга, становится виден его уровень понимания, что дает возможность исследователю выбрать форму тестирования. Линия границы проходит где-то между шестью и восемью годами.

Ребенок подросткового возраста или юноша может пожелать читать вопросы сам, так как его может смущать, что исследова­тель будет знать, какие карточки кому он предназначает, или он может подумать, что исследователь сомневается в его способно­сти читать. Если кажется, что ребенок сам хотел бы читать вопро­сы и к этому нет никаких препятствий, то тестирующий прекра­щает чтение после первых четырех вопросов и спрашивает ребен­ка, не хочет ли он прочитать остальные послания сам. Если ребе­нок отвечает утвердительно, исследователь отдает ему пачку кар­точек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется. В этом случае исследователь не сможет предотвратить появление серии вопросов одного типа, но это менее вредно, чем зачитывание карточек ребенку, который хотел бы их читать сам. Тем не менее дать ребенку читать послания не значит покинуть его в этой труд­ной, провокационной ситуации. Ребенок к тому же должен отдать экспериментатору те карточки, которые подходят нескольким лю­дям. Он может захотеть задать некоторые вопросы или может нуж­даться в присутствии терпеливого взрослого, когда он выражает эмоции, связанные с чувством вины. Независимо от того, будет ли ребенок читать вслух или про себя, он должен чувствовать, что Рядом отзывчивый и дружелюбно настроенный человек.

4. Оформление результатов. Когда ребенок закончит задание, исследователь забирает у фигур карточки и отмечает на бланке, кому оказался адресован каждый пункт. Если ребенок способен принять в этом участие, то его можно попросить помочь зачитать вслух номера вопросов. Помощь экспериментатору успо­коит ребенка и даст ему почувствовать свою важность. Бланк со­стоит из строк и колонок. Колонки предназначены для «Никто», себя, папы, мамы, братьев, сестер и других членов семьи, строит — для групп вопросов. Обработка состоит в записи номеров опросов в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку в пре­делах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько «каждого вида чувств» направляется ребенком каждому члену семьи.

Следующий шаг — оформление данных в таблицу. В заключе­ние записываются выводы, сделанные на базе количественных и качественных результатов. Проведение теста обычно занимает 20— 25 мин. Обработка полученных данных — еще около 15 мин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.