Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок и последовательность обработки данных






Обработка результатов, полученных с помощью методики «Не­завершенные предложения», традиционно содержит качествен­ный и количественный анализ.

Качественный анализ весьма разнообразен и определяется в основном тремя моментами: 1) содержанием личностной или меж­личностной проблемы, исследуемой с помощью данного метода; 2) теоретическими представлениями, имеющимися у исследова­теля, его опытом; 3) конкретным вариантом используемых неоконченных предложений.

При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношений:

1) нейтральное, оцениваемое как «О»;

2) положительное, оцениваемое как «+»;

3) отрицательное, оцениваемое как «-».

Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации. Напри­мер, по отношению к описываемому варианту методики Saks-Sidney применяются такие оценки:

+2 — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положи­тельное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту;

+1 — положительное отношение;

О — нейтральный по смыслу ответ; отношение не выражено или непонятен его эмоциональный знак;

-1 — отрицательное отношение;

-2 — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрица­тельное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту.

Например, начало предложения следующее: «По сравнению с большинством других семей моя семья...».

Варианты завершения и оценки:

1) «плохая», «недружная», «несчастливая», «распалась» -2 бал­ла;

2) «не очень хорошая», «нервная», «менее дружная» -1;

3) «не хуже и не лучше», «такая же» 0.

Начало предложения и оценка: «Будущее кажется мне...». Варианты завершения:

1) «очень мрачным», «плохим», «печальным», «страшным» -2;

2) «не очень светлым», «туманным» -1;

3) «неясным», «неизвестным», «как настоящее» 0.

В частности, вербальные отказы (ответы типа «не знаю», «не думал») и поведенческие отказы (пропуск предложения, отсут­ствие его завершения) всегда оцениваются как -2.

Некоторые предложения в своей первой части содержат не толь­ко указание на объект, но и включают в себя положительную или отрицательную позицию по отношению к данному объекту. На­пример: «Мне очень не нравится, когда мужчины...», «Больше всего люблю людей, которые...».

Количественная оценка завершения подобного предложения определяется тем, усиливает, увеличивает или снижает, умень­шает ответ испытуемого первоначально заданную позицию (осо­бенно отрицательную).

Например, сфера отношение к себе: «Если все против меня, то...» (варианты завершения):

1) «это ужасно», «мне очень плохо», «я умру» -2;

3) «то кто же за?», «то я за» 0;

4) «я не расстраиваюсь, не огорчаюсь, плевал на это» +1;

5) «я все равно стою на своем», «отстаиваю свое» +2.

Или же сфера отношение к мужчинам: «Мне очень не нравит­ся, когда мужчины...» (варианты завершения):

1) «негодяи», «отвратительны» -2

2) «курят», «не держат слова» -1;

3) «обыкновенные» 0;

4) «слишком разговорчивые», «болтливые» +1;

5) «много смеются, шутят» +2.

Количественный показатель подсчитывается для каждой сфе­ры отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из четырех входящих в нее предложений. Его величина располагается в пре­делах от +8 до -8 или может быть нулевой.

Всего таких показателей 16, в соответствии с количеством сфер. Результаты количественной обработки данных могут быть пред­ставлены в виде следующего графика (рис. 8).

Последовательность расположения сфер на горизонтальной оси может передаваться не в случайном порядке, а специальными те­матическими группами.

1. Тема представления о себе:

1) страх;

2) чувство вины;

3) отношение к себе.

2. Тема семейных отношений:

4) отношение к отцу;

5) отношение к матери;

6) отношение к семье.

3Тема отношений со своим и противоположным полом:

7) отношение к мужчинам;

8) отношение к женщинам;

9) отношение к сексуальной жизни.


 

Рис. 8. Графическое выражение результатов методики «Незавершенные предложения»

4. Тема отношений с другими людьми:

10) отношение к друзьям;

11) отношение к сотрудникам;

12) отношение к подчиненным;

13) отношение к начальству.

5. Тема временной перспективы:

14) отношение к прошлому;

15) отношение к будущему;

16) жизненные цели личности.

В этом случае можно сравнивать оценки внутри каждой темы И между отдельными темами. Так, по данным клинических исследова­ний, высокие отрицательные оценки в сфере страхов и опасений сопровождаются, как правило, суженной временной перспективой, неуверенностью в будущем, отражающейся в низких положитель­ных или высоких отрицательных оценках соответствующей сферы.

Представляется интересным совместить на одном графике вме­сте с индивидуальным профилем (см. рис. 8) и кривую динамики среднего латентного времени для каждой сферы (подсчитывается как среднее арифметическое для соответствующих четырех пред­ложений). Известно, что эмоционально-значимые предложения даже при формальном положительном соответствии ответа нача­лу предложения сопровождаются задержкой, существенным уд­линением латентного времени.

Особенностью методики является возможность быстрого под­бора оригинальных «ответов» из системы отношений человека, которая подвергается обследованию.

Вариант методики неоконченных предложений положительно зарекомендовал себя и в тренинговых процедурах с подростками и старшеклассниками [Лидере А.Г., 2002, с. 118—120].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.