Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Городским пассажирским транспортом






 

У системы городского пассажирского транспорта есть множество целей, в частности: установление тарифов, доступность, эффективность, качество обслуживания, координация и безопасность обслуживания, а также обеспечение экологического качества.

Часто считается, что цели городского транспорта, особенно качество обслуживания по доступной цене, могут быть обеспечены только социально ориентированным оператором общественного сектора. Однако практически организации, находящиеся в общественной собственности, часто не в состоянии достигнуть этого из-за вмешательства властей, которые увеличивают затраты и подавляют динамизм управления. В то же самое время бюджетные субсидии недостаточны, чтобы заплатить за требуемый уровень транспортного обслуживания при раздутых затратах. Кроме того, недавний опыт многих западноевропейских стран и ряда городов РФ показал, что можно мобилизировать частный сектор для обеспечения социально эффективного обслуживания через различные формы конкуренции.

Из трех основных форм рынка: монополизированного, регулируемого и свободного, – последние два являются наиболее динамичными. Однако и в рамках этих моделей организации обслуживания часто остается существенное сопротивление реформам.

Со стороны правительства сопротивление возникает там, где верят, что при привлечении частного сектора решение стратегических задач под угрозой, что общественная собственность необходима для достижения социальных целей или, что частная монополия эксплуатировала бы пассажиров. С другой стороны, со стороны частного сектора сопротивление происходит там, где не обеспечивается получение дохода, необходимого для покрытия затрат, где есть большое опасение относительного вмешательства властей или невозвратимости вложенного капитала.

Задача проектирования рыночного режима для городского пассажирского транспорта состоит в поиске путей, обеспечивающих достижение социальных целей и в тоже время дающих частному сектору стимулы для работы на коммерческих условиях. Ключ к этому – управляемая конкуренция (или конкуренция за рынок), которая хорошо зарекомендовала себя во многих странах. Есть несколько форм функционирования данной модели (регулируемого рынка): от так называемого контракта управления через различные формы контракции маршрутов или зон обслуживания до концессии на развитие и эксплуатацию транспортных систем. Все они доказали способность обеспечивать даже нерентабельное социальное обслуживание при более низких общественных затратах, чем при использовании традиционных монополистических схем.

Все формы регулируемого рынка отводят существенную роль муниципальным органам власти и продолжают вовлекать их как проектировщика и как закупщика услуг, а также контроля исполнения контрактов. Рынок также требует, чтобы был установлен эффективный правовой контроль практики конкуренции, включая противодействия хищнической конкуренции и сговору. Выбор соответствующей формы конкуренции, таким образом, будет зависеть не только от технологических характеристик и технических условий транспортного обслуживания, но также и от характера социальных целей, способности к эффективному управлению и, в частности, управления в общественном секторе.

Чтобы регулируемый рынок работал эффективно, обязанности по регулированию и эксплуатационной деятельности должны быть отделены друг от друга. Доступ на рынок должен быть максимально свободным, чтобы создать условия для справедливой конкуренции между коммерциализированными компаниями-операторами, будь они частные или муниципальные. Соответствующее правовое обоснование для этого обычно представляется рамочным законом о городском общественном транспорте, который разрешает конкуренцию за рынок и гарантирует, что она не заблокирована сверхупрощенным антимонопольным законодательством. Это должно быть поддержано национальным законодательством, регулирующим деловое поведение, включая ведение справедливой торговли, препятствуя сговору и слиянию в целях монополизации рынка. Федеральное законодательство должно быть дополнено местным законодательством, которое даст полномочия муниципальным властям заключать контракты, которые необходимы для работы по модели «конкуренция за рынок».







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.