Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный анализ предметной области






Как отмечалось ранее, базы данных сами по себе представляют относительную ценность. Базы данных — это всегда важнейшая, но только одна из составляющих некоторой информационной системы (ИС). И надо отметить, что любая информационная система, предназначенная, например, для оперативного управления предприятием или архивного хранения и поиска документов — это не только программы, данные и коммуникации, но и люди (заказчики, пользователи, аналитики, разработчики), организационные структуры, а также цели, стимулы работы предприятия или отдельных людей. И все эти компоненты должны быть понятным как проектировщику, так и пользователю, а кроме того, непротиворечивым образом соединены в одну систему.

Главная идея процесса такого согласования состоит в том, что его надо начинать с анализа самых главных характеристик предметной области, рассматривая самые главные содержательные аспекты. И проводить его не «мысленно» и не «на словах», а на явно изложенных описаниях (моделях) объектов предметной области, позволяющих видеть все существенные взаимосвязи. Однако следует отметить, что попытки использования привычных нотаций формальных моделей (структурных, объектных или каких-либо других) на этом этапе приводят к более низкому (более детальному, и в то же время ограниченному) уровню представления предметной области, чем это необходимо для общего понимания.

В общем случае существуют два подхода к определению состава и структуры предметной области.

Функциональный подход предполагает, что проектирование начинается с анализа задач и, соответственно, функций, обеспечивающих реализацию информационных потребностей.

При объектном (предметном) подходе информационные потребности пользователей (задачи) жестко не фиксируются, а основное внимание сосредоточивается на выделении существенных объектов — предметов и связей, информация о которых может быть использована в прикладных задачах пользователя.

Условность такого деления достаточно очевидна, поэтому на практике используются компромиссные варианты, предполагающие по мере развития системы расширение как состава объектов, так и спектра прикладных задач.

В [29] была предложена простая, но концептуально мощная схема, показывающая различные уровни представления архитектуры ИС, различные виды ее «обеспечения», а также их основные взаимосвязи. На рис. 5.2 показана таблица, представленная в [7], аналогичная схеме Захмана. Три столбца обозначают три раздела обеспечения системы: информационный (ДАННЫЕ), функциональный (ФУНКЦИИ) и коммуникационный (СЕТЬ).

 

Строки таблицы обозначают шесть уровней представления системы: реальная среда приложений, концептуальная модель, логическая модель, физическая модель, детальная реализация процедур, представления пользователя.

Полезность такой схемы состоит в том, что она помогает рассматривать задачи проекта в полном объеме, упорядочивать состав и структуру требований к системе, определять и фиксировать причинно-следственные связи.

Позднее появилось развитие такой «плоской» модели. В [28] рассматривалась схема, представленная на рис. 5.3, включающая три новых столбца, в которых отражаются еще три раздела: побудительные причины действий системы, события и графики выполнения действий, а также «действующие лица» — люди и организационные структуры.

В результате появилось шесть разделов, которые содержат «ответы на вопросы: почему выполняются действия, когда выполняются

 

 

 

и кто их выполняет, а также что делает система, как делает и где. При этом уровни представления (строки таблицы) остались те же.

Такое расширение позволило рассматривать потребности в контексте информационных технологий, соединять предметы и действия с человеческим фактором и операционной динамикой процессов.

Цель системного анализа предметной области как этапа проектирования — выделить предметную область как систему объектов и их взаимосвязей, определив при этом функционально-информационные требования к их последующему представлению в виде системы взаимосвязанных данных.

Главным результатом этапа системного анализа является определение парадигмы информационной (инфологической) модели: требования к средствам представления системы определяются на основании анализа уровня структурированности информации и характера восприятия ее семантики пользователем (точная или приблизительная, четкая или неопределенная).

Например, выбор атрибутивной формы представления объектов предметной области приведет, соответственно, к выбору парадигмы фактографических баз данных, а вербальной — к необходимости выбора документальных БД.

В дальнейшем изложении процесс и средства проектирования мы будем рассматривать только для фактографических баз данных, использующих реляционную модель.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.