Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика разных подходов к определению структуры способностей к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.






Проблемы природы, сущности и своеобразия детского изобразительного творчества в зарубежной и отечественной науке. Условия развития творчества.

2.

Творчество- деят. результате которой создается новый оригинальный продукт имеющий общественное значение (это может быть новое знание, предмет, способ деят., произведение искусства).

К.Ричче – первый ученый изучавший детское творчество. («Анализ детского рис.»).

Интерес к дет. творчеству обусловлен возникновением детской психологии. + в реб. стали замечать и признавать художника.

Нач. 20в. влияние дет. рис. На творчество Пикассо, Шагала, П.Клие.

Издавна в вопросе о дет. творчестве его возникновения и развитие условно разделяют 2-а направления:

1) Теория своеобразного вос-я: дет-е творчество-> своеобразно. Главное для твор-ва -> создание условий. Девиз -

творчество без обучения. Творчество поднимается на «волне возрастной талантливости» потом сходит на нет.

Большой интерес этого подхода вызывал в 30-20-е годы – дет. рис. Определился как искусство.

2) Теория «академического обучения». Необходимо не только создать условия, но и усвоение детьми худ-го опыта, обучение творческой работы. Учат рис. С требованиями профессионального реалистического искусства.

20-е годы руководить ИЗО не рекомендовалось.

В 30-е годы составили руководство, определена последовательность, определили темы.
В 60-х годах развернулась дискуссия в журналах творчества- Жуков «Нет, это не искусство».

Художники увидели потери в дет-м творчестве вызванные вмешательством взрослых и выступили против всякого обучения малышей. Флерина предупредила, что обучение может «засушить» творчество.

Сакулина Н.П. признавая правомерность критики педагогов доказывала, что нужене и возможен поиск таких путей взаимодействия которые с одной стороны сохранят преемущество дет-го твор., а сдугой помогут овладеть ребенку средством самовыражения.

Она доказала. что есть дети которые создают произведения искусства, но в массе своей возрастной особенности не дают возможности создавать их.

Была принята следующая позиция: Признание субьективности дет. твор. – реб. не открывает ни чего нового для мира взрослых, но он делает открытие для себя.

Поэтому применительно для реб. правомерно использовать термин «творчество», но ограничивая его словом «дет-е».

 

В последние годы обозначилась позиция признания самоценности дет. твор. без слова «дет-го».

Есть 2-а вида воображения: Познавательное и эмоциональное.

Пор данным Дьянченко: в мл. возр. – больше с эмоциональным, В ср. возр. – с познавательным, В стар. – опять с эмоцион..

 

 

Характеристика разных подходов к определению структуры способностей к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Структура способностей

Каждая способность имеет сложную структуру. Компоненты‚ составляющие эту структуру могут быть главными (ведущими)‚ опорными или составляющими фон.

Вопросом структуры способностей к изобразительной деятельности занимались психологи А.Г. Ковалёв, В.И. Кириенко, В.С. Мухина и др. Общепринята классификация способностей А.Г. Ковалёва. Представим ее в виде схемы

Эмоциональная чувствительность

Так А.Г. Ковалев в качестве ведущей способности выделяет воображение, т.к. оно играет решающую роль в создании художественного образа.

Воображение формируется на основе восприятия, а восприятие в свою очередь, на основе целенаправленного наблюдения. Педагог должен научить детей видеть весь предмет целиком, а также его детали, характерные и индивидуальные его особенности. Таким образом, воображение – это ведущий компонент художественно-творческой деятельности.

Опорным компонентом А.Г. Ковалёв считает особую зрительную чувствительность. Зрительная чувствительность даёт лёгкость и полноту восприятия пространственных отношений (хорошо развитое природное чувство перспективы), правильное восприятие формы (чувство пропорций), особое цветовосприятия колористических отношений и др.

Не менее важным является третий компонент – специальная умелость руки. Этот компонент по мнению А.Г. Ковалеву также является опорным.

И наконец фоновым компонентом автор считает эмоциональную чувствительность.
Н.П. Сакулина, которая так же обращалась к вопросу о структуре способностей дошкольников к изобразительной деятельности считает, что функция обучения, влияющая на развитие способностей в первую очередь заключается в организации наблюдения за предметами и явлениями. Ребенок должен хорошо представлять предмет который он изображает.

Также для детей дошкольного возраста особое значение имеет овладение технической стороной деятельности. Для дошкольников она не является лишь служебной. Без ручной умелости ребёнок не сможет воплотить в картине, образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были.
Овладение детьми техникой рисования, если работа построена правильно, т.е. с учётом возрастных особенностей детей, доставляет детям радость. Так Т.С. Комарова считает, что специальные упражнения должны быть организованы в младшем дошкольном возрасте в игровой форме. Для старшего возраста наиболее действенным является мотив научиться.

Таким образом, в структуру способностей к изодеятельности дошкольников по мнению Н.П. Сакулиной входят в качестве опорных: восприятие, специальная умелость руки, особая зрительная чувствительность. Однако, ведущим компонентом в структуре способностей к изобразительной деятельности является особая эмоциональная отзывчивость ребенка, которая присуща детям дошкольного возраста и очень ярко проявляется во всех видах творческой деятельности. Следовательно, для ребенка очень важна мотивация, созданная педагогом. Фоновым компонентом в структуре способностей к изобразительной деятельности является эмоциональная чувствительность ребенка (умение восхищаться).

 

Г.В.Лабунская и Н.П.Сакулина считают, что процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. По мнению Л.А.Венгера, Н.П.Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей. [2].

Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности, как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

- способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться (целостность восприятия);

- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

- способность оценивать пропорции;

- способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

- способность оценивать перспективы сокращения. [3].

Своеобразный подход к выделению содержания способностей к изобразительной деятельности предлагает А.Г.Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изобразительной деятельности, которая имеет свою структуру.

I компонент –

ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики, ведущее свойство - художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство- острая зрительная чувственность(чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии).

II компонент - специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.

Кроме этого выделяется фон способностей - эмоциональная настроенность, легко возникающая у ребенка благодаря высокой эмоциональной чувствительности. Исходя из отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные А.Г.Ковалевым способности в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной, и в исполнительной деятельности. Очень важно выделение специальной умелости руки как одного из компонентов способности. Это согласуется и с существующим в общей теории способностей положением о соотношении способностей с умениями и навыками. Весьма ценна для понимания проблемы, выделенная исследователем структура способностей. Он отмечает, что ведущие и опорные свойства способности могут меняться местами в зависимости от уровня развития способности.

Особого внимания заслуживают исследования Н.П.Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом по проблеме способностей к изобразительной деятельности. Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П. Сакулина соответственно выделяет 2 группы способностей к изобразительной деятельности.

1. способность к изображению

2. способность к художественному выражению.

Способность к изображению состоит из 3 компонентов.

· Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в тоже, время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

· Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями, способность к изображению нельзя сформировать.

· Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью.

 

3. Понятие " изобразительная деятельность", её основные виды. структура и характеристика изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

 

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.